Самолеты

Всё о бортовых регистрационных номерах самолетов

Бортовой номер присутствует на всех самолетах, но какова его суть? Эта статья рассматривает историю использования регистрационных префиксов, их названия во всех странах, методы расшифровки и конкретные примеры.

Как появились бортовые номера и что же они означают

Регистрационные номера были использованы в качестве радиопозывных кодов на международной радио конференции в 1913 году. Позже на Парижской международной навигационной конференции было принято решение использовать их для обозначения воздушного судна. В 1928 году в Вашингтоне был изменен список префиксов, и новые числовые наборы стали основой для наших регистрационных номеров.

История бортовых номеров России начинается в 20-е годы прошлого века, когда в СССР начали использоваться коды страны и трехзначные числа, например, СССР-130. Позже эта система была заменена на пятизначные коды, например, СССР-45025, СССР-43015 и т.д. Такая система наименований сохранялась до распада восточного блока. Сегодня система регистрации самолетов в России регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации.

В нашей стране и за её пределами часто используют практику лизинга. Аренда самолётов, особенно для компании «Аэрофлот», стала популярной. Многие из них находятся в лизинге у иностранных компаний. Это позволяет сэкономить большие деньги, так как стоимость самолётов может достигать сотен миллионов долларов и часто превышает бюджет.

Многие в авиационной индустрии предпочитают зарегистрировать свои самолеты за границей, чтобы избежать таможенных и налоговых платежей.

Российские бортовые номера могут казаться просто набором символов, если не знать их расшифровку. Но каждое число в номере имеет свой смысл.

● Первые буквы до дефиса указывают на принадлежность к определенной стране. N – США, G – Германия, F – Франция, UR – Украина. России принадлежат префиксы RA и RF.

На борту российских самолётов после дефиса указываются цифры, которые определяют тип самолёта и его порядковый номер. В зависимости от страны, к которой принадлежит самолёт, значимость этих чисел может быть разной.

Всё о бортовых регистрационных номерах самолетов

Ниже приведён список стран и их префиксов регистрации воздушных судов

Знание номеров регистрации поможет быстро определить тип и принадлежность самолета в аэропорту.

Префикс регистрации страны:

Австрийский OE
Азербайджанский 4K
Албанский ZA
Алжирский 7T
Ангильясский VP-A
Ангольский D2
Андоррский C3
Антигуа и Барбуда V2
Аргентинский LV/LQ
Армянский EK
Арубанский P4
Афганистанский YA
Багамский C6
Бангладешский S2
Барбадосский 8P
Бахрейнский A9C
Беларусский EW
Белиз V3
Бельгия OO
Бенин TY
Бермуды VP-B, VQ-B
Болгария LZ
Боливийский CP
Босния и Гееговина E7, T9
Ботсвана A2
Бразильский PP, PR, PT, PU
Британские Виргинские острова VP-L
Брунеййский V8
Буркина-Фасо XT
Бурундинский 9U
Бутанский A5
Вануатский YJ
Великобританский G
Венгерский HA
Венесуэльский YV
Восточно тиморский 4W
Вьетнамский VN
Габонский TR
Гаитянский HH
Гайанаский 8R
Гамбийский C5
Ганский 9G
Гватемальский TG
Гвинейский 3X
Гвинея-Бисауский J5
Немецкий D
Гибралтарский VP-G
Гондураский HR
Гонконг, КНР B-H (бывший VR-H), B-K, B-L
Гренадский J3
Гренландский OY
Греческий SX
Грузинский 4L
Датский OY
Джибуийский J2
Доминиканский J7
Доминиканская Республика HI
Египетский SU
Замбийский 9J
Зимбабвийский Z
Израильский 4X
Индийский VT
Индонезийский PK
Иорданский JY
Иракский YI
Иран EP
Ирландский EI
Исландский TF
Испанский EC
Итальянский I
Йеменский 7O
Кабо-Верденский D4
Казахстанский UN, UP
Каймановы острова VP-C
Камбоджанский XU
Камерунский TJ
Канадский C-F, CF, C-G, C-I
Катарский A7
Кенийский 5Y
Кипрский 5B
Киргизский EX
Кирибатский T3
КНДР P
КНР B
Колумбийский HJ, HK
Коморские Острова D6
Конго, Демократическая Республика 9Q
Коста-Рика TI
Кот-д’Ивуар TU
Кубинский CU
Кувейтский 9K
Кюрасауский PJ
Лаоский RDPL
Латвийский YL
Лесотский 7P
Либерийский A8
Ливанский OD
Ливийский 5A
Литовский LY
Лихтенштейнский HB
Люксембургский LX
Маврикийский 3B
Мавританский 5T
Мадагаскарский 5R
Макао, КНР B-M
Македонский Z3
Малавийский 7Q
Малайзийский 9M
Малийский TZ
Мальдивский 8Q
Мальтский 9H
Мароканский CN
Маршалловы Острова V7
Мексиканский XA, XB, XC
Микронезийский V6
Мозамбикский C9
Молдавийский ER
Монакский 3A
Монголский JU
Монтсеррат VP-M
Мьянмский XY, XZ
Намибийский V5
Наурский C2
Непальский 9N
Нигерский 5U
Нигерия 5N
Нидерландские Антильские острова PJ
Нидерландский PH
Никарагуанский YN
Новая Зеландия ZK
Норвежский LN
ОбъединённыеАрабские Эмираты A6
Оманский A4O
Организация Объединённых Наций 4U
Мэнский M
Острова  Святой Елены VQ-H
Остров Кука E5
Острова Теркс и Кайкос VQ-T
Пакистанский AP
Палестинский E4, SU-Y
Панамский HP
Папуа-Новая Гвинейский P2
Парагваййский ZP
Перуанский OB
Польский SP
Португальский CR, CS
Конголезский TN
Реюньонский F-OD
Российский RA, RF
Руандский 9XR
Румынский YR
Сальвадорский YS
Самоанский 5W
Сан-Маринский T7
Сан-Томе и Принсипинский S9
Аравийский HZ
Свазилендский 3D
Сейшельский S7
Сенегальский 6V
Сент-Винсент и Гренадининский J8
Сент-Китс и Невис V4
Сент-Люсийский J6
Сербский YU
Сингапурский 9V
Сирийский YK
Словакский OM
Словенский S5
Соединенные Штаты Америки N
Соломоновы Острова H4
Сомалийский 6O
Суданский ST
Суринамский PZ
Сьерра-Леонский 9L
Таджикистан EY
Таиландский HS
Таитянский F-OH
Тайваньский B
Танзанский 5H
Того 5V
Тонгский A3
Тринидад и Тобаго 9Y
Тувалусский T2
Тунисский TS
Туркменский EZ
Турцецкий TC
Угандийский 5X
Узбекистанский UK
Украинский UR
Уругвайский CX
Фарерские острова OY
Фиджийский DQ
Филиппинский RP-C
Финский OH
Фолклендский VP-F
Французский F
Вест — Индский F-OG
Гвианский F-O
Хорватский 9A
Центральноафриканская Республика TL
Чадский TT
Черногорский 4O
Чешский OK
Чилийский CC
Швейцарский HB
Шведский SE
Шри-Ланкийский 4R
Эквадорский HC
Гвинейский 3C
Эритрейский E3
Эстонский ES
Эфиопский ET
Южно-Африканский ZS, ZT, ZU
Южно-Корейский HL
Ямайский 6Y
Японский JA

Всё о бортовых регистрационных номерах самолетов

Как узнать регистрационный номер самолёта, находящегося рядом с вами

На самом транспорте часто можно увидеть номера, которые принадлежат авиакомпаниям. Их легко найти.

Для этого нужно просто посмотреть на боковую часть самолета и найти на хвостовой части фюзеляжа нужное числовое значение.

В большинстве случаев это несложно, потому что буквы и цифры достаточно крупные, а авиакомпания часто использует яркий и запоминающийся цвет. Если вы не можете распознать номер из-за проблем со зрением, положения самолета или препятствий, вы можете попросить персонал озвучить бортовой номер.

Всё о бортовых регистрационных номерах самолетов

Как найти номер самолёта на котором вы уже летели

● Вбиваем сведения о номере самолёта на сайте Flightradar.
● Указываем дату полёта, после чего копируем набор букв из столбца Aircraft. Этот буквенный код набираем на http://planespotters.net
● Кликаем на код и видим список всех рейсов, которые совершал авиалайнер за последнюю неделю.

Всё о бортовых регистрационных номерах самолетов

Как узнать номер самолёта на котором вы только собираетесь лететь

Авиакомпании могут затруднить поиск регистрационного номера на свой рейс, так как они часто меняют воздушное судно непосредственно перед вылетом.

После приобретения билета возможно ознакомиться со списком всех рейсов выбранного маршрута и определить, какие самолеты обычно применяются для перевозки на них.

Для стопроцентной гарантии и уверенности, рекомендуем использовать сервис FlightRadar уже в зале ожидания, непосредственно перед посадкой в самолёт.

В некоторых случаях авиакомпании могут сообщить регистрационный номер самолета за несколько дней до вылета.

Всё о бортовых регистрационных номерах самолетов

Как узнать информацию о самолёте по бортовому номеру

Гарантировать безопасность в полной мере во время перелета невозможно, но знание информации о транспорте поможет выбрать подходящее судно. Это поможет вам доверить свою жизнь надежному перевозчику и расширить свой опыт в авиаперелетах.

Если у нас уже есть бортовой номер самолёта, то узнать историю номера и характеристики воздушного судна не составит никакого труда. Заходим на сайт https://russianplanes.net/Aeroflot и вбиваем данные в авиационный реестр.

Там предоставляется полная информация о создании самолета, его принадлежности к авиакомпании, обслуживающей компании, годе создания и технических характеристиках. Кроме того, можно узнать возраст самолета по номеру борта, узнать численность самолетов у конкретной авиакомпании, а также типы самолетов и их средний возраст.

Рассмотрим несколько самолетов и их бортовых номеров, принадлежащих известным владельцам.

● Роскошный Bombardier BD-700-1A10 Global 6000 с регистрационным номером M-YOIL попал в бережливые руки главного нефтяника Российской Федерации. Самолёт Анатолия Сечина располагается в аэропорте Внуково, частом месте пребывания воздушного транспорта российских олигархов.

● Зачастую миллиардеры не ограничиваются лишь одним представителем воздушного суда, а предпочитают иметь сразу несколько. Российский олигарх еврейского происхождения Роман Абрамович не стал исключением. Первый его самолёт, Boeing Business Jet с номером P4-GJC, он приобрёл себе после избрания на пост губернатора Чукотского автономного края. Следующей покупкой Абрамовича стал Boeing 767- 33A/ER под номером P4-MES и стоимостью около 104 миллионов долларов.

Всё о бортовых регистрационных номерах самолетов

● Хотя авиапарку президента самой большой страны мира принадлежит около девяти самолётов, Владимир Владимирович предпочитает представителя под названием Ил-96-300ПУ с бортовым номером R96016.

Образец, выпущенный в 2003 году, соответствует королевским стандартам, включая позолоченный умывальник. У самолета Путина всегда есть дублер, готовый заменить его при нужде.

● Скандально известный отечественный банкир Олег Тиньков не мог обойтись без транспорта, соответствующего собственному уровню. Dassault Falcon 7X обладает стоимостью в 50 миллионов долларов и вмещает 19 пассажиров. Отделка подошла бы даже европейскому монарху. Натуральная кожа, красное дерево и утонченный дизайн, вкупе с собственным гербом, запечатлённым на хвосте лайнера, сильно контрастируют с эксцентричным владельцем.

● Знаменитому немецкому автогонщику принадлежат лавры не только во владении автомобилем, но и как превосходному пилоту. Его Falcon 2000EX c индивидуальным дизайном обладает хорошей дальностью полёта и бортовым номером HB-JEG. К несчастью, всемирно известный гонщик в связи с болезнью временно прекратил практику полётов.

Как расшифровать номер

Первый один или два символа от остального номера отделяет дефис. Буквы до дефиса указывают на государственную принадлежность воздушного судна. У России это RA или RF, у Германии – G, у США – N, у Франции – F, у Украины – UR, у Белоруссии – EW и так далее.

Цифры или буквы после тире могут что-то обозначать, а могут быть беспорядочными. В российских номерах, например, первых две цифры после тире указывают на тип самолета, дальше идет порядковых номер этого борта. Например, все «Суперджеты» будут иметь номера от RA-89001 до RA-89999, где 89 — это код «Суперджета».

В Германии совсем другой принцип. Там после G и дефиса идет латинская буква, любая в диапазоне от А до О в зависимости от категории воздушного судна. Например, A – это тяжелые самолеты с максимальной взлетной массой более 20 тонн, H – вертолеты, M – спортивные самолеты и т.д., а далее идут три буквы, присваиваемые самолету.

Попробуем расшифровать несколько номеров российских бортов?

Вот «Аэрофлот», например. VP-BTC. Что такое VP? Сразу у нескольких стран есть префикс VP (как в России сразу несколько регионов имеют автомобильные номера 82).

Чтобы расшифровать номер полностью, в данном случае надо учитывать еще и первую букву после дефиса. VP-B.. – это Бермуды. Да, «Аэрофлот», таким образом, минимизирует налоги (есть целые длинные расследования на этот счет, но не это отдельная тема).

А вот новый Airbus A321neo от S7. На этой фотографии он еще не стоит на регистрации там, где надо, поэтому у него номер начинается с D-A… Мы уже знаем, что это значит – тяжелый самолет из Германии (завод Airbus находится в Гамбурге).

А когда его поставят на учет, то номер перекрасят на VQ-BDU. Вы не поверите, но VQ-B.. – это тоже Бермуды.

Прекратим игру. Вероятно, вы уже догадались, что большинство самолетов российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах, за исключением отечественных. Это связано с тем, что их не нужно импортировать и платить налоги.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах