Самолеты

Бомбардировщик Ту-16: технические характеристики

Первый советский дальний бомбардировщик — ТУ-16, открыл новую эпоху в советском авиастроении. Это двухмоторный тяжелый многоцелевой реактивный самолет, выпускавшийся в разных модификациях. Он использовался в качестве военного самолета в СССР, России, странах СНГ, Египте, Сирии, Ираке и Индонезии. Производство самолета осуществлялось на трех авиазаводах, общее количество изготовленных аппаратов составило 1500.

История ТУ-16

Разработка ТУ-16 началась в ОКБ Туполева в 1948 году. Существовавший на тот момент дальний бомбардировщик ТУ- 4 был копией американского Boeing B-29 Superfortress, но в то время уже было ясно что будущее за самолетами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями.

Бюро Туполева получило задание на разработку самолета с определенными техническими характеристиками.

  • дальность полета — 3000 км;
  • крейсерская скорость — околозвуковая;
  • бомбовая нагрузка — 3–7 тонн.

В то время не было подходящего двигателя, но КБ Туполева уже имело наработки, которые послужили прототипами для ТУ-16. Например, был создан «82» с двумя реактивными двигателями — первый фронтовой бомбардировщик. Однако он не был принят на вооружение из-за конкуренции с конструкторским бюро Ильюшина, и был принят другой самолет — ИЛ-28. Разработка ТУ-16 началась в 1948 году на основе модели «86» и закончилась к середине 1949 года.

Самолет Ту-16

В нише передней пушки стояла аппаратура системы Рица

  • Дальность полета – 4000 км;
  • Скорость на высоте 6 км — 980 км/4.

Во времена СССР проводились ядерные испытания, и требования к разрабатываемым бомбардировщикам становились все более жесткими. Они должны были быть способны доставлять ядерные боеприпасы на цель, вес которых превышал пять тонн. Кроме того, эти самолеты должны были иметь возможность летать на такие же расстояния, как и ТУ-4, летать в два раза быстрее и обладать надежной защитой от воздействия ядерного оружия как для экипажа, так и для всей конструкции.

Конструкторское бюро Туполева провело исследования и выяснило, что такой лайнер может быть разработан на основе проекта «86» путем увеличения массы изделия и тяги двигателей в полтора-два раза. Нужные для создания полноценного скоростного реактивного носителя были перенесены на проект «88», который впоследствии стал бомбардировщиком Ту-16, а его эскиз был окончательно утвержден в 1951 году.

Одним из преимуществ по сравнению с аналогичными американскими моделями того времени, B-47 и B-52, бала конструкция крыла, которая выполнялась более жесткой и тяжелой, мало деформировалась, обеспечивала его выносливость в условиях эксплуатации.

После одобрения эскизного проекта были внесены изменения для улучшения защиты самолета от ядерного воздействия и облегчения конструкции. В мае 1953 года начался серийный выпуск.

Бомбардировщик серийно производили на трех авиазаводах в течение десяти лет.

  1. Казанском;
  2. Куйбышевском авиазаводе №1;
  3. Воронежском.

Было выпущено более 50 модификаций конструкции самолета в течение периода его разработки.

ТУ-16 стал первым серийным дальним носителем ядерного оружия, эксплуатировался вплоть до 1994 года. На его основе были созданы последующие тяжелые и скоростные боевые машины. Одна из моделей ТУ-16 и сейчас эксплуатируется в Китае.

Фото Ту-16

Технические характеристики самолета

Технические характеристики Ту-16:

Технические характеристики Ту-16

Ниже представлено фото Ту-16. В конце статьи есть видео о бомбардировщике для тех, кто интересуется этой темой.

бомбардировщик Ту-16

Конструкция самолета

Модель самолета Ту-16 имеет стреловидное крыло и два двигателя АМ-3, разработанных Микулиным, с тягой 8750 кг. В 1068 году на бомбардировщики начали устанавливать двигатели РД-3М-500 с тягой 9520 кг.

6 технологических отсеков расположены в конструкции гандол по бокам фюзеляжа для размещения двигателей.

  • Передняя прозрачная часть кабины пилотов, называемая фонарь;
  • Гермокабина;
  • Центроплан;
  • Грузовой отсек;
  • Технический отсек;
  • Гермокабина кормовая.

Установлены силовые рамы рядом с двигателями для предотвращения перегрева корпуса. Сопла развернуты на 4 градуса. Для создания самолета использовались алюминиевые и магниевые сплавы, стеклотекстолит и нержавеющая сталь.

На борту бомбардировщика находится 6 человек в экипаже.

  • Командир;
  • Помощник командира;
  • 2 штурман;
  • Стрелок-радист;
  • Командир огневых установок;
  • Опнратор.

В грузовом отсеке находится кабина Ту-16, которая имеет форму бочки и подвешена в верхней части. Члены экипажа заходят в нее через входные люки с лесницами, которые откидываются вниз. Для катапультирования экипажа, кроме двух членов, чьи кресла выбрасываются вверх, остальные спускаются вниз. На борту также имеются надувные лодки ЛАС-5 на случай необходимости спасения экипажа на море.

Топливная система состоит из 27 баков, вмещающих более 43 000 литров топлива. Используется автоматика для контроля расхода, а заправка происходит с помощью раздаточного пистолета через специальные горловины баков.

Классическая система управления с механической проводкой. Закрылки оснащены электроприводом и являются однощелевыми.

Шасси самолета имеет три опоры и носовую стойку с двумя колесами. Также есть хвостовая опора, которая защищает переднюю часть самолета при быстрой посадке и убирается в полете. Гидросистема отвечает за выпуск и убирание опор, а также за торможение колес. Рядом с хвостовой опорой находятся парашюты, которые уменьшают пробег самолета при торможении. Купола этих парашютов выполнены в оригинальном дизайне, напоминающем авоську, и сшиты из узких капроновых лент. Парашюты хранятся в специальных контейнерах и управляются с помощью пиропатронов.

На самолете установлено две гидросистемы, основная и дублирующая, которые управляют приводами створок бомболюка и стеклоочистителей, шасси и тормозами. Источниками постоянного тока в системе электрооборудования самолета служат по два генератора на каждом двигателе и две аккумуляторные батареи, в свою очередь каждая из них состоит из двух аккумуляторов. На самолете используется электрическая сеть 115 вольт, 400 Гц от преобразователей ПО-4500. На разных модификациях машины состав электрооборудования был разным.

На борту самолета используется система противообледенения, включающая электрические нагреватели и горячий воздух, поступающий от двигателей. Освещение кабины осуществляется обычными лампами накаливания, а приборные панели освещены ультрафиолетовыми светильниками и люминесцентными лампами.

Кабина Ту-16

У самолета есть три башенных и одна пушечная установка. Он оснащен семью 23-мм пушками АМ-23. Внутренний грузовой отсек может содержать до 3 тыс. кг бомб, а в режиме перегрузки может содержать до 9 тыс. кг, таких как фугасная бомба ФАБ-9000М-54 с 4 тыс. 297 кг тротила.

На летательный аппарат могут быть подвешены различные оружейные средства, такие как торпеды, морские мины и крылатые ракеты, в разных вариациях. Например, модель Ту-16К-10-26 имеет возможность подвешивать три ракеты одновременно, а также использовалась для подвески бомб. Для упрощения и облегчения процесса подвески таких значительных грузов было создано специальное оборудование для подъема и транспортировки.

Лучшее оборудование было установлено на самолете в свое время.

  • астрономические компасы;
  • дистанционный экваториальный астрономический компас;
  • навигационное устройство;
  • гирокомпас;
  • аэрогоризонты;
  • радионавигационное оборудование;
  • систему дальней навигации.

Для бросания бомб по зримым целям использовался бомбовый прицел ОПБ-11Р, а для бросания по незримым целям — радиоприцел РБП-4. В гермокабине самолета сохранялась нормальная температура и давление для человека только до высоты 7250 метров. При взлете выше, экипаж использовал кислородные маски и приборы.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах