Бомбардировщик Як-28: история создания и ТТХ
Советский Союз разработал реактивный бомбардировщик Як-28 в 1950-х годах в ОКБ Яковлева. Он был создан на базе Як-26 и имел много модификаций для различных целей, включая бомбардировку, учебу, разведку и перехват.
В 1958 году был разработан бомбардировщик, который использовался в советской армии с 1960 по 1994 годы, но не был экспортирован. Общее количество созданных боевых машин превысило 1150. Ниже представлено фото бомбардировщика.
История создания
В конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века реактивная авиация активно развивалась. В этот период моторостроение также было в стадии развития, а военные предъявляли новые требования к самолетам, которые были в разработке. Несмотря на то, что испытания Я-26 еще не были завершены, в ОКБ Яковлева было получено задание на разработку ядерного бомбардировщика.
Согласно техническому заданию, самолет должен иметь два места, два двигателя и определенные параметры.
- Двигатели типа Р-11-300;
- Практический потолок — до 17 000 метров;
- Взлетная масса до 13 тыс. кг;
- Максимальная скорость — до 1 тыс. 300 м в час;
- Бомбовая нагрузка — до 1 тыс. 200 кг;
- Дальность полета на высоте 10 000 м — до 2 тыс. 400 км.
Изначально самолет был обозначен как изделие 129. Яковлев сначала не считал возможным создать такой самолет на основе Як-26, потому что это была неудачная машина, которая не прошла государственные испытания. Однако разработчики, в том числе заместитель Яковлева Е.Г. Адлер, рассмотрели возможность создания ядерного бомбардировщика на базе Як-26 и увидели, что не требуется много переделок. Они считали, что требования к заказанному самолету можно выполнить.
Крылья самолета переместили выше для установки более мощных двигателей и увеличения их размеров. Конструкция крыльев была изменена, они стали больше и были жестче укреплены у основания. Это позволило увеличить бомбоотсек, который теперь мог вмещать не только авиабомбы разных калибров, но и торпеды.
Модифицирована конструкция мотогондолы самолета для поддержания работы двигателя на сверхзвуковых скоростях. Пилотское кресло теперь катапультируемое и установлено на откидной платформе. Также улучшены взлетно-посадочные характеристики самолета с помощью парашюта торможения и системы автоматической посадки.
Переделку одного из Як-26, изготовленных в серийном производстве, Е. Г. Адлер завершил к концу первого квартала 1958 года. Машина теперь имела мощный мотор Р-11А-300, который развивал тягу до 4850 кгс.
Заводские испытания самолета проводились с марта по октябрь, в это время машина получила название бомбардировщик Як-28. По некоторым характеристикам он был лучше, чем заявленный в техническом задании. Например, взлетная масса была выше и достигала 12 тыс. 885 кг, максимальная скорость, которую развивал самолет — 1 тыс. 500 метров в час. Однако не удалось достичь заданного предельного потолка. Отмечалось, что машина достаточно устойчива и хорошо управляема. Однако нужны были переделки его носовой части для улучшения его продольной устойчивости.
На вторую опытную машину установили мощные двигатели того же типа, что и на первом самолете, до 5750 кгс. Во время испытаний было проведено метание бомб на сверхзвуковых скоростях. Третья опытная машина также была создана и успешно прошла заводские испытания перед отправкой на государственные. После завершения государственных испытаний изделие было отправлено в серию. Начально радиолокационный прицел не был готов и заменялся оптическим, поэтому количество самолетов в серии было небольшим. Каждый самолет также был оснащен радиолокационной станцией РПБ-3.
Модификация бомбардировщик
Создана бомбардировочная машина Як-28Б на базе основной модификации Як-28. Этот сверхзвуковой двухместный самолет предназначен для выполнения задач по перехвату и обладает лучшими характеристиками, чем аналогичные самолеты ПВО, например, СУ-9. Машина может выполнять метание ракет на большие расстояния. В 1962 году успешно прошла испытания и отправлена в серийное производство. В 1961 году был продемонстрирован на параде в Тушино.
Военные начали испытывать самолеты и заметили, что на некоторых деталях появляются трещины. Чтобы проверить, не повлияют ли эти трещины на прочность самолета, провели дополнительные испытания. Результаты показали, что все в порядке, и трещины не оказывают воздействия на машину.
Были решены проблемы попадания влаги в некоторые приборы и автопилотирования, а также улучшена скорость бомбометания на сверхзвуковых скоростях. Выяснилось, что проблемы не связаны с несовершенством оборудования, а с формой бомб и способами метания. В результате доработок бомбардировщик соответствовал требованиям вооруженных сил. Яковлев Як-28 был относительно прост в пилотировании, обладал хорошей маневренностью и передовым вооружением на тот момент. Он использовался ВВС по всей территории Советского Союза, и летчики уверенно осваивали машину.
Вооруженные силы страны получили 350 машин, которые использовались до 70-х годов прошлого века. Затем был создан более современный бомбардировщик СУ-24, который по-прежнему эксплуатируется в России. Як-28 сыграл важную роль в развитии российской авиации, его создание было уникальным. Нет другого примера в истории авиастроения, когда на основе одного изделия создавались разные машины с разными свойствами и назначением.
Конструкция авиамашины
Як-28 – это высокоплан с классической аэродинамической схемой и стреловидным крылом, изготовленный из алюминиевых сплавов. Корпус летательного аппарата имеет форму полумонокока с круглым сечением. Кабина экипажа и отдел для переднего шасси находятся в носовой части.
В центре самолете находится бомбоотсек, отдел для стойки заднего шасси и емкости для топлива. В хвосте сечение корпуса переходит в овал, здесь располагался отдел с парашютом торможения и некоторым оборудованием. За кабиной экипажа располагался обтекаемый элемент, в котором были коммуникации и управление рулями, переходящий в аэродинамический гребень. Стреловидное крыло самолета имеет три лонжерона и состоит из центроплана и 2 консолей, имеет элероны и закрылки. Шасси самолета велосипедного типа с 4 опорами: в передней и задней части двухколесные и по одноколесной на крыльях.
В корпусе самолета есть специальные отсеки для уборки шасси, а на концах крыльев есть специальные обтекатели, где хранятся дополнительные опоры. Они имеют амортизаторы, а также парашют торможения, чтобы сократить длину пробега. Двигатели типа ТРД Р11АФ2-300 находятся под консолями крыльев в мотогондолах. Они оборудованы системой автоматического запуска и противообледенения. Топливо находится в 6 емкостях, расположенных в фюзеляже самолета, а также могут быть дополнительные баки под консолями.
Самолет мог перевозить бомбы различного веса, включая ядерные боеприпасы, для которых был предусмотрен отсек с терморегулированием.
Эксплуатация машины
В СССР самолет Як-28 использовался наиболее интенсивно до середины 70-х годов, затем его вытесняли более современные модели, хотя в России он использовался до 1992 года, а в Украине до 1994 года. Самолет не экспортировался и использовался в основном внутри страны. Хотя было выпущено много модификаций, Як-28 так и не был принят на вооружение в военных частях СССР.
Самолет применялся для разведки на границах стран социалистического содружества и в Афганистане. Он практически не использовался в боевых действиях, за исключением подавления восстания на большом противолодочном корабле «Сторожевой». В случае тревоги был поднят 668-й авиаполк, чтобы остановить или ликвидировать мятежный корабль. Из-за плохих погодных условий только один бомбардировщик смог выполнить задание. Его бомба попала на палубу корабля, и его пришлось остановить. СМИ также описывают случай, когда один из бомбардировщиков ошибочно стрелял по сухогрузу, но никто не пострадал.
Самолет Як-28 стал объектом еще одного происшествия, когда летчики Б. Капустин и Ю. Янов совершили подвиг.
Они смогли неисправный самолет направить от жилых домов Западного Берлина и спасли его жителей, но сами погибли. Они были посмертно представлены к награждению орденами Красного Знамени. О подвиге героев сложили всем известную песню «Огромное небо».
В ходе эксплуатации самолета часто возникали сбои, он был сложным в управлении, и для пилотов существовали ограничения. Например, были запрещены высокие акробатические трюки. Автопилот не всегда работал надежно, его функцией было компенсировать неравномерную работу двигателей при использовании режима форсажа. При загрузке корпус самолета мог деформироваться, что мешало закрыть кабину пилотов. Поэтому перед загрузкой пилоты садились в кабину, открывали фонарь, после чего производилась загрузка и заправка топливом.
Модификации бомбардировщика
Базовый бомбардировщик послужил основой для множества модификаций, большинство из которых было выпущено серийно.
- Як-28П. Машина-перехватчик, изготовленная на основе основной модификации.
- Як-28Л. Самолет, укомплектованный устройством наведения ДБС-2С «Лотос».
- Як-28У. Учебная машина для тренировок пилотов.
- Як-28Н. Модель с вооружением типа К-28 П, с автоуправлением.
- Як-28Р. Модификация, выполняющая функции разведывания изготовлена на основе первоначальной модели.
- Як-28РР. Модификация для разведывания радиации местности.
- Як-28ПП. Модель с системой установки пассивных помех.
- Як-28 И. Модель, имеющая схему автоуправления вооружением, выпущено 223 таких моделей.