Самолеты

Беспилотный самолет Ту-123

Беспилотный самолет Ту-123 «Ястреб» был создан в КБ имени Туполева в СССР в целях проведения разведывательных операций. Его задачи включали фото- и радиоразведку на расстоянии до 3200 км. Он был создан на базе беспилотника Ту-121.

Работы велись одновременно как по самолету 121, так и по 123-му. Изначально его создавали для поражения объектов на межконтинентальных расстояниях. Он был братом-близнецом 121, только увеличенный в массе и габаритах. Чтобы он смог лететь дольше, планировалось дать ему больше топлива и создать экономный двигатель на основе ТРДД НК-6. Проекты так и остались на стадии эскиза.

Ту-123 Ястреб

История создания «Ястреба»

Беспилотный самолет Ту-123 создавался для межконтинентальных действий, в нем предусматривался термоядерный заряд для создания необходимой скорости. Разница между 123 и 121 в том, что у первого был больше размер и более мощная силовая установка ТРДД HK-6, с комплексной астрономической и инерциальной навигацией. Из модификаций также имелся вариант с номером 133, с навесными дополнительными топливным баками. Позже все работы по данным проектам были остановлены, как не имеющие перспектив и разработчики направили свои взгляды на баллистические ракеты. Самолет 123 перешел в проект беспилотного разведывательного летательного аппарата (БПЛА).

Проект Ту-123 был запущен в конструкторском бюро Туполева летом 1960 года.

Помимо фото и радио разведки в БПЛА, по рекомендации СМ Советского Союза, необходимо сделать беспилотный «Ястреб» с возможностью многоразового пользования, а также изготовить систему привода в конкретную точку и сохранение полученных данных. Из-за ряда проблем, с которыми столкнулись разработчики ДБР-1, внешний облик беспилотника изменился, а также встала задача разработать новую фотоаппаратуру, с высоким расширением.

Появился набор задач, требующих решения, а именно:

  • как разместить все радио и фотооборудование, и при этом, чтобы оно работало в необходимых температурных и вибрационных условиях;
  • нужна была система управления, которая бы программировалась на земле, и далее полет выполнялся автономно;
  • обеспечить защиту полученных данных, организовать безопасную посадку как на землю, так и на воду;
  • создать автономные системы проверки оборудования;
  • разработать систему возможности запуска в сложных условиях, касательно старта беспилотника.

В 1961 году завершились испытания и тестирования данного беспилотника. В последующие два года прошли Госиспытания.

Ту-123 Ястреб

Ту-123 был принят на вооружение военно-воздушных сил в 1964 году.

Серийное производство беспилотника происходили на воронежском заводе №64 вплоть до 1972 года. За восемь лет было произведено 52 машины ДБР-1. Самолет патрулировал западные военные округа вплоть до 79-го года, он также мог выполнять разведку по всему западу, но это на тот момент не требовалось.

Беспилотный летательный аппарат проявил себя как надежное и отлично функционирующее устройство, но ситуация изменилась с появлением МиГ-25Р в составе ВВС. Ту-123 стал ненужным и в 80-х годах был утилизирован. В настоящее время можно увидеть один экземпляр этого БПЛА на центральном аэродроме в Москве в качестве образца авиационной техники.

Этот самолет стал отправной точкой для работ над проектами автоматического управления беспилотными летательными аппаратами. На его базе были созданы различные модификации.

  1. самолет-мишень Ту-128М;
  2. беспилотный разведчик с ядерной СУ;
  3. ударный проект с большим весом и габаритом для боевой нагрузки;
  4. использование проекта в ракетной беспилотной системе ДП.

Туполевцы также изучали возможность создания полностью беспилотного летательного аппарата. Было два варианта, которые оставались актуальными в 60-х годах. Первый вариант включал пилотируемый вариант, где пилот находился внутри самолета и управлял им, но это противоречило концепции беспилотника. Второй вариант предусматривал создание полностью спасаемой модификации на базе самолета 123. Этот проект получил название ДБР-2, а беспилотный аппарат был назван Ту-139.

Конструкция самолета

В систему ДБР входили помимо беспилотника, стартовая машина (CTA-30) на основе тягача для ракет, установка СУРД-1 и КАРД-1C. Сам беспилотник являл собой цельнометаллический моноплан и имел треугольное крыло со стреловидностью впереди на 67 о и сзади на 2 о . Никакой механизации и управления крылом не предусматривалось, все управление было на киле и стабилизаторе. Охлаждение осуществлялось спиртоводяной субстанцией. Фюзеляж состоял из 6 частей.

В ноздрях содержалась информация о разведке и частично оборудование для навигации и управления. Эта часть была многоразовой, хорошо защищенной и ее спасение зависело от многоразового контейнера.

Все остальные части фюзеляжа, как говорится, «на один раз». Вторая, третья и четвертая часть являли собой топливные баки объемом 19 тысяч литров. В пятой и шестой части фюзеляжа располагался двигатель KP-15-300, электрооборудование, приводы и прочие необходимые системы для нужной работы беспилотника.

Сама силовая установка была разработана в конструкторском бюро имени Туманского, специально для Ту-121 на пятьдесят часов. Его главное свойство — он рассчитан на высотные сверхзвуковые полеты с тягой в 10 тысяч кгс. Для старта и достижения основной скорости использовались твердотопливные ускорители ПРД-52 с общей тягой в 160 тысяч кгс. После начала полета, спустя 5 секунд они отваливались от БПЛА. Скорость аппарата при этом достигала 2700 км\ч.

В первой части фюзеляжа имелся мощный аэрофотоаппарат и 3 плановых, фотоэкспонометр, который измерял уровень освещенности наблюдаемых объектов, РТР, бортовое радиолокационное устройство, маяк, ответчик, АСЭ, кондиционирование, наддув, парашют для посадки и шасси. Контейнер, в котором находилось оборудование для фотосъемки, находящийся в носу фюзеляжа делился на три отсека, не мешая электрокоммуникации, он крепился 4-мя гидрозамками. Сам контейнер перевозился и хранился в автомобильном прицепе.

Перед запуском беспилотников задают маршрут полета, который затем выполняется автоматически. Для возвращения используется радиоуправление через специальную станцию.

Технические характеристики

Эксплуатация самолета

Для обнаружения военных объектов и сил была создана ДБР-1. Она осуществляла разведку мест размещения ракет, кораблей, аэродромов, баз и портов, а также любых военно-промышленных точек. Беспилотный летательный аппарат запускался с помощью пары генераторов, для которых была усовершенствована система управления. Разведка производилась путем фотографирования маршрута на большой площади и записи радиосигналов противника в зоне полета, что позволяло определить местонахождение вражеских сил и тип используемых радиосредств. Кроме того, ДБР-1 была способна наблюдать за результатами применения ядерного и химического оружия.

Ту-123 взлетал с установки CT-30 под углом 12°. После чего, через 5 секунд от фюзеляжа отделялись ускорители, и еще через 4 секунды отделялся дозвуковой коллектор. Беспилотник взлетал на высоту 19000 метров, и уже дальше, не так быстро, пока топливо заканчивалось, поднимался еще до 22800 метров.

Фотоаппаратура функционировала в соответствии с заранее заданной программой. Самолет достигал нужной точки, поворачивал и возвращался обратно. На расстоянии 500000 метров до посадки включалось радиоуправление.

В это же время работала радиолокационная станция, которая следила за местностью. После обнаружения беспилотника она включала сопровождение, указывала место для посадки и подсказывала, как правильно навеститься на него. При приземлении беспилотника останавливался двигатель, осуществлялось избавление от топлива, набиралась высота, и выпускался парашют. Затем нос беспилотника расстыковывался с остальной частью, и он приземлялся на шасси в нужной точке. После того, как контейнер оказывался на земле, срабатывал радиомаяк, который помогал определить его местоположение.

Фото

Модель самолета

Летно-технические характеристики

Технические характеристики ДБР-1:

  • вес самолета — 11,45 тонн;
  • взлетный вес — 35,61 тонн;
  • вес топлива — 16,6 тонн;
  • Силовая установка — 1хТРДФ Р-15К-300 с тягой в 10000 кгс;
  • Ускоритель 2хПРД-52 с общей тягой 160000кгс;
  • Длина крыла — 8,41 метр;
  • Длина самолета — 27,83 метров;
  • высота самолета —4,78 метров;
  • Скорость — 2700 км\ч.
  • дальность — 3680 километров;
  • высота полета — до 22,8 метров.
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах