Самолеты

Ан-10: техническое описание самолета

Гражданский самолет Ан-10 «Украина» (код НАТО — «Кот») был разработан в конструкторском бюро №153 имени Антонова под надзором Олега Константиновича для рейсов средней длины.

История

В 50-х годах авиапассажиропоток по всему миру стремительно рос, и авиационная отрасль переживала свой «золотой век». Большое количество людей использовали самолеты для путешествий на большие расстояния. К тому времени, как наступило это десятилетие, самолеты нуждались в большем количестве мест для перевозки большего количества пассажиров, которые хотели комфортно и удобно провести время в полете. Теперь ни одно место не было недоступно.

Самолет Ан-10

В СССР на то время были самолеты на поршневых двигателях, билеты были недешевыми, маршруты и рейсы — ограничены. В конструкторском бюро «Туполева» шла разработка гражданского реактивного лайнера, но в стране было слишком мало мест, которые бы смогли принять такой самолет. Требовался лайнер, который бы смог летать по всей стране, а цена на билеты «не кусалась» и стоил бы как обычный ж\д плацкарт.

КБ Антонова взялись за проект самолета в 1954 году. Через год Хрущев посетил Киев и заинтересовался макетом и иностранными аналогами. Решено было создать 4-х двигательный самолет для безопасности полетов, как это уже делали на Западе.

Олег Константинович предложил создать гражданский транспорт, который можно легко переделать в военный самолет. Эта идея была актуальна из-за недавно закончившейся войны. Создание парных самолетов было выгодным и удовлетворило потребности граждан и военно-воздушных сил в Советском Союзе. Хрущев одобрил идею.

В начале осени того же года состоялось собрание всех продуктивных конструкторских бюро страны, на котором Никита Сергеевич поставил задачу создания гражданского самолета, который легко мог бы трансформироваться в грузовой. А.Н. Туполев предложил переделать Ту-104, но через три года Ту-107 не соответствовал всем требованиям. С.В. Ильюшин отказался от такой задачи, считая ее нерациональной. Антонов же решился на этот риск, так как подобное уже обсуждалось ранее. Это был шанс для КБ Антонова занять достойную ступень в авиастроении страны.

Создание универсального гражданского 4-х двигательного самолета началась в 1955 году. Воздушное судно должно было пересекать расстояния до 2 тысяч километров, поэтому планировалось использовать двигатели TB-20 или HK-4. В конце весны 56-го прошла защита эскиза Ан-10, и спустя 5 месяцев макет самолета был утвержден.

Первый экспериментальный экземпляр был запущен в воздух весной через год с аэродрома в Киеве. Я.И. Верников и В.А. Шевченко руководили полетом, а на борту были командир экипажа, второй пилот, бортмеханик, электрик, ведущий инженер и штурман. Посадка произошла на бориспольском военном аэродроме. К середине лета 1957 года самолет уже был представлен в Москве.

Первый серийный Антонов Ан-10 был создан к концу 1957 года. В 1958 году первые серийные самолеты были поставлены в украинское главуправление гражданского воздушного флота для пробной эксплуатации. Весной 1959 года был выполнен показательный рейс из Киева с остановками в Москве, Харькове, Адлере и Тбилиси. Летом того же года самолет был допущен до перевозки пассажиров, а первые рейсы состоялись между Москвой и Симферополем.

Ан-10 выделяется на фоне других пассажирских самолетов своей конкурентоспособностью и экономической выгодой, обусловленной большим количеством пассажирских мест. Производство десятого Антонова продолжалось на воронежском авиастроительном заводе №64 в течение трех лет до 1960 года, когда было изготовлено более ста самолетов.

Самолет Ан-10

Итоги эксплуатации

Ан-10 перевез более 35 млн пассажиров и 1,2 тыс. т грузов, лидируя среди других самолетов по пассажироперевозкам.

Связанных с Ан-10 произошло 12 катастроф, в которых погибло почти 400 человек.

Техническое описание самолета

Ан-10 и Ан-12 имеют почти одинаковый фюзеляж, отличие только в середине, где в Ан-10 находится салон для пассажиров, а в Ан-12 — грузовой отсек. Кабина пилота и пассажирский отсек разделены гермошпангоутом. Конструкция позволяет быстро превратить пассажирский отсек в грузовой, заменив хвост фюзеляжа.

Ан-10 не удалось поставить на экспорт, всем парком этих самолетов владел только «Аэрофлот». Обучение экипажной команды проводила Школа Высшей летной подготовки.

Первый год эксплуатации Ан-10 характеризовался частыми авиакатастрофами, вызванными неисправностями самого самолета. После этого конструкторское бюро и авиазавод, выпускавший этот тип самолета, провели модернизации. Новая модификация оказалась очень успешной — грунтовые взлетно-посадочные полосы уже не представляли опасности, а самолет стал экономичным и вместительным для пассажиров.

После трагедии в 1972 году, где погиб актер и пародист Виктор Иванович Чистяков, была сформирована комиссия для выяснения причин, и полеты на Ан-10 временно прекратились.

В процессе производства самолета недостаточно уделяли внимания продувке фюзеляжа, так как ЦАГИ был занят моделями от конструкторских бюро Туполева и Ильюшина. Изначально точная нагрузка по различным характеристикам не была выявлена, и только после проверки комиссией под руководством Н.С. Строева стало ясно, что прочность и устойчивость к усталости металла Ан-10 заканчиваются на 20 000 часов и 12 000 посадок. После этого безопасность эксплуатации прекращается.

В связи с результатами проверки были предложены ряд решений. Одна из них — вывести из эксплуатации самолеты, которые уже налетали 10 тыс. часов, и оставить те, которые еще не приблизились к критичной отметке. ЦАГИ же, осмотревшись на месте происшествия и проведя ряд анализов, сделали вывод, что к катастрофе привела ошибка пилотов, поэтому смысла останавливать эксплуатацию самолетов нет.

Специалист ЛИИ привел в пример другую катастрофу, причину которой не удалось выявить, но предположительно она произошла из-за вибрации, вызванной работами на элероне. Эти работы плохо повлияли на усталостные трещины. В связи с этим В.П. Васина предложила отказаться от использования Ан-10.

Самолет Ан-10

В 1972 году «Аэрофлот» списал 40 самолетов, которые МАП получил от компании. Часть самолетов была передана фирмам для грузоперевозок, 11 осталось в распоряжении военно-воздушных сил. В конце 70-х годов самолеты продавались и использовались в качестве экспонатов музеев, мест для отдыха и развлечений, кинотеатров и парков по всей территории Советского Союза.

Ан-10 использовались только в ВВС Советского Союза до 80-х годов.

Конструкция самолета

Самолет имеет цельнометаллическую конструкцию и высокое крыло, состоящее из центроплана и четырех консольных частей. Крыло трапецевидное, двухлонжерное с однокилевым свободонесущим оперением, оборудованное двумя щелевыми закрылками и интерцепторами. В крыле размещены двадцать два бака для топлива и четыре двигателя. Шасси убирающееся на четыре опоры. Путевая устойчивость обеспечивается двумя подфюзеляжными гребнями. Фюзеляж имеет диаметр 4 метра и длину 34 метра, состоит из четырех отделений, три из которых соединены болтами, а хвост закреплен с помощью заклепок и дюралюминиевых лент. Компоновка крыла аналогична Ан-8.

Антонов Ан-10

Фонарь штурмана и летчиков изготовлен из оргстекла. В самолете есть три пассажирских отсека, включая три купе, буфет, гардероб, туалет, грузовой отсек, багажник и тамбур, а также 5 аварийных люков.

Силовая установка состоит из 4-х ТВ-двигателей AИ-20 с 4-х лопостными ВВ AB-68И, управление — механическое, рычагами — тросовое. У каждого двигателя имеется свой бак с маслом на 58 литров с автономной системой, по два стартер-генератора CTГ-12TM и один генератор CГO-12. Воздушные винты (ВВ) левого вращения, диаметром 4,5 метра. Мощность — 4 тыс. л. с.

Противопожарная система состоит из трубопроводов, коллекторов с распылителями, огнетушителей ОС-8М в количестве шести штук и сигнализации CCП-2A. Механическая безбустерная система позволяет управлять рулями, винтами и другими тягами.

В самолете имеется телефонная связь и телеграф, внутрисамолетная связь по телефону и панорамный радиолокатор. Против обледенения есть две системы — воздушно-тепловая, когда воздух забирается из компрессоров силовой установки в ПОС, и электротепловая, направленная на защиту винтов, киля, фонарей, шайб, приемники воздушного давления и стабилизатора. После того как теплый воздух из компрессоров забирается, он остужается в радиаторе и распределяется в пассажирские отсеки, а кабина пилотов отапливается электротепловой системой.

Ниже представлено фото салона Ан-10.

Фото салона Ан-10

В самолете есть оборудование для обеспечения кислородом, включая пассажирский отсек. Если кабина пилотов разгерметизируется, обеспечения хватит на 20 минут.

Салоны для пассажиров оборудованы мягкими креслами с кнопками для вызова бортпроводника, у каждого кресла есть персональный «ночник», наушники, столик и пепельницы. В купе установлены разноместные диваны и столики. В самолете установлено три туалета с умывальником, мусоркой, шкафом для воды.

В буфете представлены горячие блюда, холодные закуски, шкаф с продуктами, кофеварка, электрическая духовка, 3 плиты и холодильник.

Характеристики самолета

  • длина 34 метра;
  • высота 9,83 метра;
  • масса 32,5 тонны;
  • двигатели 4 штуки ТBД AИ-20A;
  • мощность 16 000 л\с;
  • скорость 675 км\ч;
  • дальность 4 000 км;
  • практический потолок 10 км;
  • экипаж состоит из пяти человек;
  • наполнение 112 пассажиров/14 тонн груза.
Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах