Самолеты

Самолет Максим Горький — шедевр советских инженеров

АНТ-20 был создан в 1934 году как агитационный самолет. Это был один из самых крупных проектов советских конструкторов, на который было затрачено более шести миллионов рублей. Основной АНТ-20 был потерян во время демонстрации, но на его базе было создано несколько модификаций для использования в гражданской авиации и военно-воздушных силах.

История создания легенды

Пропаганда всегда была важной частью внутренней политики любой страны, часто используя авиацию. Достижения, рекорды и передовые технологии вызывали гордость у граждан за свою страну. В СССР иногда на самолеты навешивали специальные агитационные щиты, демонстрирующие политические лозунги и повышающие социалистические настроения. Ярким примером такого явления стал АНТ-20.

Самолет АНТ-20

В 1932 году Максим Горький отметил 40-летие своей творческой деятельности и вернулся из эмиграции. Работники «Правды» во главе с М. Кольцовым предложили создать новый агитационный самолет и назвать его «Максим Горький». Для реализации идеи был сформирован специальный комитет из сторонников писателя и советских ОКБ.

Для пропагандистских целей нужен был большой самолет, на его постройку потребовалось 6 миллионов рублей, но деньги были собраны быстро. Разработкой занялось конструкторское бюро Туполева, с которым заключили договор в 1933 году.

Группа разработчиков ранее планировала создание тяжелого бомбардировщика АНТ-16, который должен был стать одним из самых больших самолетов в советской авиации. Однако из-за ряда проблем проект был заморожен, но не отменен полностью — его использовали в качестве основы для создания агитационного самолета. Технические требования были утверждены почти сразу.

История создания самолета АНТ-20

АНТ-20 — новая модель автомобиля, которая имеет улучшенное крыло с увеличенными размерами. Её оснащают восьмью силовыми установками. Одним из главных вопросов, которые волнуют конструкторов, являются возможность сокращения длины пробега при посадке и повышение допустимой нагрузки.

Предполагалось, что самолет будет универсальным и сможет эксплуатироваться в качестве агитационной, пассажирской, транспортной и военной машины. Чтобы обеспечить возможность полетов в любое время суток, конструкторы установили на борту улучшенное навигационное оборудование, позволяющее пилотам ориентироваться в воздухе при любых обстоятельствах. АНТ-20 стал первым самолетом в СССР, где присутствовал автопилот.

Кузовная часть самолета АНТ-20

Особое внимание уделялось также расположению команды и пассажиров на борту. Внутри были установлены удобные кресла, библиотека, отдельные комнаты для агитационных работников, спальни и буфеты. В специальном отделении типографии на борту самолета можно было распечатать и сбросить тысячи агитационных листовок за два часа полета.

Комитет по разработке АНТ-20 активно стимулировал скорейший выпуск машины и критиковал всех, кто способствовал замедлению работ. В 1934 году газетой «ЦАГИ» был опубликован материал с призывом представить самолет к первому апреля. Уже третьего числа машину выкатили на аэродром для испытаний. А 24-ого авиационная комиссия приняла самолет и разрешила проведение первого полета. Он был выполнен 17 июня под управлением Громова.

Самолет АНТ-20

АНТ-20 был представлен над Красной площадью через 48 часов. Позже он установил два мировых рекорда по грузоподъемности на высоту до 5000 метров. В этом же году самолет потерпел катастрофу и был уничтожен. Скоро были выпущены новые модели, основанные на базовой модели.

Вы видели редкий самолет АНТ-20?
ДаНет

Летно-технические характеристики АНТ-20

Агитационный АНТ-20 был огромным самолетом, который привлекал особое внимание своими габаритами. Его длина составляла 33 метра, а высота — 12,8 метра. Размах крыла был 63 метра, а его площадь — 486 м². Ширина возле фюзеляжа достигала 11 метров. Внутри могло поместиться до 48 пассажиров, а экипаж состоял из 5 человек. Самолет весил 28,5 тонн без груза, а предельная взлетная масса была ограничена 42 тоннами. На борту находилось 7,15 тонн топлива.

Летно-технические характеристики АНТ-20

Основная версия самолета использовала восемь двигателей М-34ФРН, каждый с мощностью 900 л. с. Максимальная скорость самолета достигала 220 км / ч, а крейсерская скорость была 198 км / ч. Дальность полета составляла 1200 км, а максимальная высота ограничивалась 4500 метрами. Одной из главных особенностей этой модели было то, что для взлета требовалось только 400 метров полосы.

Описание конструкции

АНТ-20 был построен на основе металлической среднеплановой схемы с одним крылом. Большая часть внешней поверхности корпуса имела гофрированный рисунок. Новое крыло имело увеличенную площадь и длину, что благоприятно сказалось на технических характеристиках самолета. В конструкции корпуса использовались передовые материалы, которые ранее не применялись в советской авиации. При необходимости летательный аппарат можно было разобрать и перевезти на другое место при помощи железнодорожного транспорта.

Компоновочная схема АНТ-20

 

Самолет имел восемь двигателей М-34ФРН общей мощностью 7200 л.с. Шестеро из них были установлены на двух консолях в крыле, а два других были совмещены и установлены над фюзеляжем. Каждый двигатель имел деревянные винты диаметром 4 метра. Топливные баки находились внутри корпуса.

Все кабины имели общую площадь 100 м². В крыльях располагались спальни с большими кроватями, а также другие комнаты и коридор, ведущий к любому двигателю для быстрого ремонта.

На днище фюзеляжа была установлена лестница для посадки и высадки пассажиров, которая при закрытии становилась частью пола. Основные помещения были обустроены с акцентом на комфорт, поэтому здесь были ковры, занавески, кофейные столики и настольные лампы.

На борту была электронная система управления, что было новшеством для машины такого класса. Оборудование позволяло летать в темное время суток и эксплуатировать неизведанные местности.

Автопилот позволял автоматически задавать курс полета. Для пропаганды использовали возможности производства и распространения листовок, а также радиоустановку с громкоговорителем. Для передачи сообщений между пассажирами применялась пневматическая почта.

Катастрофа и её причины

18 мая 1935 года АНТ-20 должен был провести демонстрационный полет, показав себя массовой публике. После этого его планировалось отправить в агитационную эскадрилью имени Горького, но все пошло не по плану. Произвести полет доверили опытному пилоту Михееву, разрешив взять на борт всех, кто участвовал в разработке самолета.

Катастрофа АНТ-20

Для сопровождения машины были назначены два истребителя — Р-5 и И-5, которыми управляли Рыбушкин и Благин. Первый был ответственен за киносъемку, а второй должен был лететь рядом с АНТ-20 для демонстрации разницы в размерах между самолетами.

Вскоре после взлета ситуация стала критической. Летчик Благин решил выполнить фигуры высшего пилотажа, не приняв во внимание опасную близость к АНТ-20. Когда он попытался показать мертвую петлю, его истребитель потерял скорость и резко пошел вниз. Непосредственная близость между самолетами исключила возможность уйти от столкновения.

Полет самолета АНТ-20

Через несколько секунд И-5 столкнулся со средним двигателем АНТ-20, выбив его с крепежей, и остановился на этом месте. У гигантского самолета оторвалась хвостовая часть, он опрокинулся на одно крыло и начал падать, разламываясь на части.

АНТ-20 упал и взорвался в п. Сокол, приведя к гибели 49 человек, включая сотрудников авиационного комитета и их семьи с детьми.

Появилось много различных мнений о причинах катастрофы. Некоторые люди считали, что Благин уничтожил «Максим Горький» сознательно, чтобы продемонстрировать свою антикоммунистическую позицию. Официальная версия гласила, что летчик самостоятельно принял решение и не справился с управлением, что привело к катастрофе. В результате он был признан виновным.

Причина катастрофы АНТ-20

Представители госструктур потребовали изменить сценарий полета за час до вылета с пилотами сопровождения. Они хотели показа высшего пилотажа и проведения агитации. После катастрофы двое сотрудников кинофабрики военно-учебного кино были осуждены, что подтверждает эту версию.

Модификации

После аварии конструкторы начали создавать модификации, чтобы восстановить гиганта. Первым самолетом стал ПС-124 (АНТ-20бис), оснащённый шестью двигателями М-34ФРНВ мощностью 1200 л.с. без двух установок над фюзеляжем. Главным отличием стало увеличение вместимости до 72 человек, включая экипаж.

Самолет АНТ-20 бис в период с 1940 по 1941 годы осуществлял пассажирские перевозки, а после начала Великой Отечественной войны использовался для транспортировки грузов в тылу. В конце 1942 года произошла авария над Ташкентом, в результате которой погибли 36 человек. Планировалось выпустить 18 самолетов, но серийное производство было отменено.

Второй модификацией стала модель МГ, предназначенная для военных нужд. Она должна была выполнять функции десантной машины и бомбардировщика. На борту планировалось установить две крупнокалиберных пушки и до десяти пулеметов разного типа. Проект остался нереализованным и вскоре был закрыт. Также рассматривались варианты создания АНТ-26 и АНТ-28, но они тоже были отменены.

Советским конструкторам удалось разработать АНТ-20 в кратчайшие сроки, что стало настоящим достижением. Самолет был многофункциональным и мог использоваться для агитации, пассажирских и транспортных перевозок, а также для военных целей. Однако катастрофы и утрата актуальности привели к тому, что будущее этой машины было перечеркнуто.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах