Многоцелевой транспортник Ан-74
Ан-74 — советский самолет гражданского назначения, представляющий собой модификацию Ан-72. Он оснащен возможностью эксплуатации в условиях низких температур, что позволяет выполнять задачи, недоступные для других самолетов. Изначально он был разработан для полетов на Крайний Север. Ан-74 был представлен в конце 1983 года и до сих пор производится.
История создания
Конструкторское бюро Антонова занималось разработкой грузового самолета в 1950-х годах, который мог коротко взлетать и садиться. Однако проект не вызвал интереса и остался нереализованным. Впоследствии был создан новый самолет — Ан-14.
Самолет был пригоден для использования в небольших населенных пунктах, где не было оборудованных взлетно-посадочных полос, и мог выполнять разнообразные задачи. Его задумывали как замену устаревшим Ан-2, однако он не смог справиться с этой задачей из-за низкого уровня интереса к нему.
В 1960 году Минобороны издало распоряжение о разработке легкого самолета. Изначально военные нуждались в воздушном транспорте для перевозки диверсантов, а также желали возможности вертикального взлета.
Конструкторы и представители военных обсудили техническое задание и пришли к выводу, что СВВП будет слишком дорогим и сложным в реализации. Минобороны согласилось отказаться от вертикального взлета, что устроило инженеров. Также были внесены изменения в требования, и теперь самолет мог перевозить даже груз, а не только диверсионные формирования.
Новый автомобиль является наследником модели Ан-14, которая не получила ожидаемого спроса. При создании его разработчики использовали несколько необычных решений и уделили большое внимание конструкции.

Ан-72 — название самолета, первые образцы которого были представлены к 1975 году для проведения наземных испытаний. К середине 1977 года предприятие выпустило новые прототипы, которые в августе этого же года были испытаны в небе. После двух лет самолет был продемонстрирован на авиационной выставке во Франции и вскоре рекомендован к серийному производству, которое началось только в 1982 году.
После начала массового выпуска Ан-72 прошло совсем мало времени, но конструкторы уже стали разрабатывать модификации. Наиболее примечательной стал вариант Ан-72А, предназначенный для эксплуатации в сложных погодных условиях, включая полеты в Арктику и Антарктику.
Новая модель самолета была названа Ан-74 и отделена в отдельную модификацию. В 1982 году конструкторы разработали все детали и представили готовый проект правительству СССР. В январе 1983 года правительство выдало приказ о выпуске тестового образца самолета Ан-74, который был создан путем модификации базовой модели Ан-72. Работа над проектом заняла несколько месяцев. Осенью 1983 года был проведен первый полет нового самолета Ан-74.
Офис конструкторского бюро готовился к проведению значительных тестов, включая полет на север и передачу автомобиля для оценки государственной комиссии. Был разработан план, который был нарушен из-за происшествия с полярниками.
Группа экспедиторов во главе с Д. Шпаро отправилась в северные широты, но в марте 1986 года они оказались в опасной ситуации. Проходя через потрескавшиеся льдины и проплывая большие трещины, многие участники экспедиции получили серьезные обморожения. Они нуждались в срочной эвакуации до ближайшего поселения. Однако проблема заключалась в том, что до аэропорта было 1650 км, а взлетная полоса возле станции успела треснуть. Из-за этого для посадки оставалось всего 600 метров. Но ни один из имеющихся самолетов не мог спасти экспедицию.
Единственная надежда возлагалась на новый Ан-74, который даже не был полноценно опробован в деле. После сложных переговоров правительство все же выдало разрешение выполнить эвакуацию пострадавших полярников на этой машине. Самолет сумел долететь до нужной точки при -36 °C и сесть с пробегом, не превысившим 300 метров. Это решение позволило спасти несколько человек, которые могли погибнуть от обморожения, и стало первым знаковым событием для нового Ан-74.
В 1986 году самолет был продемонстрирован на авиационной выставке в Канаде. Через два года Ан-74 установил рекорд по дальности перелета без пересадок, пролетев более 6000 км из Москвы в Комсомольск-на-Амуре. В 1990 году были проведены государственные испытания, а также начались первые тесты в аэропорту Черского.
К апрелю 1991 года самолет получил официальное разрешение на эксплуатацию на гражданских авиалиниях и был запущен в серию. Созданием машин занимались заводы в трех городах: Киеве, Харькове и Омске. После распада СССР и ухудшения взаимоотношений между Россией и Украиной производство на российском заводе было закрыто. Самолеты выпускаются малыми партиями до сих пор.
Летно-технические характеристики Ан-74
По размерам машина получилась довольно небольшой. Ее длина составляет 28,07 м при высоте 8,65 м. Крыло в длину – 31,89 м, площадь равна 98,62 м². Масса пустого самолета – 18,9 т. Предельный взлетный вес ограничен 36,5 т. Ан-74 может перевозить до 10 человек на одном рейсе либо 5 т груза. В особых модификациях он вмещает до 52 пассажиров или 10 т иной нагрузки.
Самолет работает на двух улучшенных турбореактивных двигателях Д-36 с тягой 6500 кгс каждый, что обеспечивает хорошие технические характеристики. Максимальная скорость Ан-74 достигает 750 км/ч, а крейсерская скорость составляет 650 км/ч.
Максимальная дальность полета составляет 2800 км, а максимальная дальность полета с дозаправкой — 4400 км. При максимальной загрузке самолет может пролететь не более 1650 км. Максимальная высота полета достигает 10100 м. Для взлета самолету требуется разбег в 1400 м, а для посадки — пробег до 800 м.
Ближайшими конкурентами Ан-74 по техническим показателям и возможностям считаются C-295 и C-27J. Производятся они в Испании и Италии. Близким к нему мог стать американский YC-14, но проект не был реализован.
Описание конструкции
Ан-74 — это высокоплан с двумя двигателями и Т-образным оперением, созданный с применением современных технологических процессов и новых материалов. Благодаря этому удалось достичь хорошей аэродинамики и высоких технических показателей полета.
Фюзеляж выполнен по схеме полумонокока, его большая часть выделена под грузовой отсек. Экипаж состоит из пяти человек, включая командира, второго пилота, штурмана, бортинженера и бортового оператора. Кабина оборудована широкими стеклами, что обеспечивает улучшенный обзор. Погрузка груза на борт осуществляется через задний люк с помощью встроенного погрузочного устройства. Различная техника помещается в грузовой отсек своим ходом с применением тросового оборудования, тягача и выдвижной рампы.
Механизация крыла Ан-74 оснащена несколькими важными компонентами, включая двухзвенный руль высоты и предкрылок на стабилизаторе, что повышает управляемость в полете. Двигатели размещены в мотогондолах над крылом, придавая машине необычный внешний вид и прозвище «Чебурашка».
На корабле есть дополнительный газотурбинный двигатель типа ТА-12. В процессе полета двигатели создают эффект Коанда, который увеличивает подъемную силу корабля. Шасси состоит из трех опор с шинами низкого давления. Колеса могут быть выпущены даже при отказе гидросистемы, так как они не фиксируются при складывании.
На борту установлено современное радиотехническое и навигационное оборудование, которое обеспечивает легкую ориентацию экипажа в любой точке земного шара и безопасный полет в сложных метеорологических условиях. Самолет отличается простотой управления, что позволяет даже малоопытным летчикам справляться с его управлением.
Модификации Ан-74
Было создано около 80 самолетов модели Ан-74, включая более 10 вариантов, многие из которых были ограниченной серией или остались только проектами.
Модификации:
- Ан-74 – базовая модель со стандартными характеристиками, предназначалась для выполнения полетов на северные широты;
- Ан-74-200 – улучшенная машина, получившая повышенный взлетный вес, позволявший перевозить до 7,5 тонн груза;
- Ан-74Д – специальный вариант самолета, разработанный для 19 человек, получил компоновку бизнес-класса;
- Ан-74Д-200 – переработанная версия 74Д с более комфортабельным салоном с местами для 16 пассажиров и отсеком для личного автомобиля;
- Ан-74Т – транспортный вариант самолета, предназначенный для международных перевозок;
- Ан-74Т-100 – версия Ан-74 для выполнения полетов особой сложности, получила улучшенное навигационное оборудование;
- Ан-74Т-200 – военно-транспортная модель с новым оборудованием и сокращенным до двух человек экипажем, применяется в Иране для сброса груза и десантирования;
- Ан-74Т-200А – модификация гражданской версии для военных, предназначена для десантирования солдат и сброса груза;
- Ан-74Т-200МП – проект специальной версии, предназначенной для применения в морской авиации;
- Ан-74ТК-100 – гражданская модель для выполнения сложных полетов, имеет увеличенное до 52 число пассажирских кресел;
- Ан-74ТК-100С – санитарная модификация с салоном на 6 человек и выделенным медицинским отсеком для доставки больных;
- Ан-74ТК-200 – самолет для Ирана с увеличенной допустимой нагрузкой, может перевозить до 52 человек или 10 тонн груза;
- Ан-74ТК-200С – санитарный гражданский Ан-74, предназначенный для эксплуатации на территории Ливии;
- Ан-74ТК-300 – конвертируемый самолет с новыми переработанными двигателями, установленными под крылом;
- Ан-74ТК-300Д – пассажирская модель, отличающаяся улучшенным салоном повышенной комфортности;
- Ан-74МП – патрульная модель, предназначенная для регулярного использования морской авиацией;
- Ан-74МП-300 – вторая версия патрульного самолета, основанная на 74ТК-300.
В проекте есть модели, которые могут быть запущены в серию в будущем. Одна из них — это 74МП-300, предназначенная для патрулирования морских границ.
Эксплуатанты
Область применения Ан-74 оказалась намного шире, чем изначально предполагали конструкторы. Самолет до сих пор используется гражданскими линиями и военно-воздушными силами разных стран. Ссылка на реестр позволит посмотреть количество действующих самолетов.
Гражданские
Ан-74 предназначался для гражданских полетов в северные широты, но впоследствии стал популярен в африканских странах благодаря своей способности посадки и взлета на неподготовленных аэродромах.
Этот вид техники в настоящее время широко используется в России, а также применяется в Иране, Судане и других государствах.
Военные
Ан-74 был редко использован в Военно-воздушных силах. В России он был введен только в одном специальном полку. Остальные самолеты были единичными экземплярами в отдельных дивизиях.
Активно используют самолеты ВВС Египта и Ирана, а также государственные службы Казахстана, Ливии, Судана и Украины.
Ан-74 не смог стать главным самолетом для гражданских и военных авиалиний в России, но он стал популярным и активно использовался различными компаниями, включая ВВС нескольких стран. Самолет до сих пор используется и производится. В ближайшее время могут быть выпущены новые модификации, которые могут привлечь внимание потенциальных покупателей.