Чебурашка Ан-72

СОДЕРЖАНИЕ
1
155 просмотров
06 марта 2020

Ан-72 – военно-транспортный самолет, разработанный советскими конструкторами в конце 1970 годов для замены устаревшего Ан-26. На нем удалось поставить несколько значимых рекордов, прославивших машину на весь мир. За специфичный внешний вид самолет называют «Чебурашкой», что после его выпуска тоже привлекло немало внимания. Эксплуатация Ан-72 в различных модификациях продолжается до сих пор.

История создания

Военно-транспортная авиация была выделена в отдельную категорию советских ВВС еще в 1956 году. Уже тогда командование понимало особую значимость таких самолетов во время вооруженных конфликтов. При документировании рода войск были прописаны свойства, которыми должны обладать самолеты такого класса.

История создания АН-72

Наиболее важно отмечались возможности взлета и посадки с грунта и коротких ВПП, способность летать при плохих погодных условиях, а также наличие оборудованной и вместительной грузовой кабины с трапом. Каждый военно-транспортный самолет впредь должен был полностью соответствовать этим требованиям.

Самолет АН-24

Самолет АН-24

Ан-26, ставший модификацией Ан-24 1959 года, отвечал новым правилам. Тем не менее к началу 1970-х уже морально устарел. В то же время объем задач, которые должен был выполнять военный транспортник, постоянно возрастал. Поэтому командование ВВС прекрасно понимало, что скоро Ан-26 перестанет справляться со своей работой. Однако заменить его другой машиной не торопились и задач по новым проектам не ставили.

В конструкторском бюро имени Антонова тоже понимали, что Ан-26 уже завершает свой жизненный цикл и требует замены. Несмотря на отсутствие государственных постановлений, было решено создать группу по разработке нового самолета. Задачей ставилась подготовка машины военно-транспортного класса с возможностью выполнения коротких взлета и посадки.

Самолет АН-26

Самолет АН-26

Самолет должен был превосходить Ан-26 по большинству параметров и стать хорошим конкурентом для аналогичной авиации. В нем решили реализовать новую технологию, основанную на эффекте Коанда, которую разработал О. К. Антонов. Ее суть заключалась в создании дополнительной подъемной силы, которая способствовала бы прохождению газов с сопла двигателя под крылом.

Первые этапы разработки велись на инициативной основе без поддержки государственных структур. Позднее о проекте сообщили руководству военно-воздушных сил. Получив с его стороны одобрение, конструкторское бюро также запросило утверждение от Министерства авиапромышленности. После этого проект был официально включен в план и получил кодовое название «самолет 200». Руководителем рабочей группы назначили Я. Г. Ярлова.

История самолета АН-72

Его создание проходило по уже проработанной схеме. Однако для реализации новой технологии потребовалось провести дополнительные расчеты с применением аэротрубы и специальных стендов. Тесты показали, что подъемная сила увеличилась примерно на 20%, что было неплохим результатом. Сам самолет скомпоновали по типу высокоплана с усиленной механизацией крыла.

По первым испытаниям стало ясно, что у машины может изменяться качество управляемости во время полета. Чтобы избавиться от этой проблемы пришлось применить Т-образное хвостовое оперение. Рассматривалось множество вариантов реализации отдельных элементов, но в итоге конструкторы последовали первоначальному плану.

Самолет АН-72

Первый самолет представили летом 1977 года. Его построили на авиационном заводе в Киеве. Испытательный полет провели 31 августа, за штурвалом находился опытный летчик Терский. Еще до окончания всех тестов было принято решение запустить серийное производство самолета.

Изначально планировалось выпускать его на заводе в Киеве, но тот оказался чрезмерно загружен созданием Ан-32. Поэтому был выбран Харьков. Первый серийный самолет планировалось выпустить уже к 1983, но произошло это даже на год раньше. В 1979 Ан-72 успели показать на парижской авиационной выставке, что привлекло к нему новых потенциальных покупателей.

В 1983 году на самолете были установлены международные рекорды. Первым стала высота полета. Она составила 13410 м. Вторым – высота горизонтального полета, которая достигла 12980 м. А в 1985 году на самолете удалось добиться разгона до 681 км/ч, пролетая по 2000-километровому замкнутому маршруту.

Технические характеристики Ан-72

Новый самолет получил средние габариты, что не помешало ему стать довольно вместительным транспортником. Длина Ан-72 составила 28,07 м, высота – 8,65 м. Крыло имеет размах 31,89 м при площади 98,62 м². Самолет без нагрузки – 19,05 т. Его нормальной взлетной массой считается 30,5 т. Предельная ограничивается 34,5 т. Вес топлива – 12,95 т.

Технические характеристики АН-72

Работает Ан-72 на двух турбореактивных двигателях Д-36, каждый из которых имеет тягу до 6500 кгс. Он может разгоняться до 720 км/ч, крейсерская скорость равна 600 км/ч. Дальность полета ограничена 2700 км, при перегоне она может достигать до 4700 км. Практический потолок, несмотря на побитые рекорды, составляет 10100 м. При взлете самолету потребуется разбег длиной 800 м, а при посадке – пробег не менее 450 м.

На некоторых модификациях может присутствовать вооружение. Из стрелково-пушечного предусмотрена установка пушки ГШ-23Л с контейнером УПК-2-23, стреляющей снарядами калибра 23 мм. На двух точках подвески могут располагаться неуправляемые ракеты УБ-32М или бомбы весом до 100 кг.

Конструкция

При создании Ан-72 конструкторы уделяли особое внимание его особенностям. Именно от них зависело, насколько эффективным и успешным на рынке будет самолет. В нем удалось реализовать несколько новых идей, которые и позволили ему сохранять актуальность долгие годы.

Кабина Ан-72

Конструкторам удалось добиться больших размеров грузовой кабины даже при умеренных габаритах самого самолета. Ее длина составляет 9 м, ширина равна 2,1 м, а высота достигает 2,2 м. Внутри может поместиться до 32 военных с полной экипировкой и до 8 машин УАЗ или до 4 ГАЗ-66. Также на борту можно перевозить любой груз военного назначения, чья масса не превышает 12,5 т.

Кабина Ан-72

Во время выгрузки и загрузки используется механизированная рампа, опускающаяся до земли. Она также может быть открыта во время полета для сброса. Ее конструкция была заранее запатентована, так как получила особые углы сдвигания, что позволяет скидывать контейнеры без потери скорости.

Корпус

Самолет имеет цельнометаллическую конструкцию и герметичный фюзеляж, выполненный по схеме полумонокока с круглым сечением. Главной особенностью корпуса стала реализация особой технологии, основанной на эффекте Коанда. Если сравнивать уровень обтекаемости Ан-72 с Ан-26, то преимущество первого составит около 35%.

Корпус АН-72

При создании корпуса конструкторы постарались добиться максимальной прочности основных компонентов. Связано это с повышенной нагрузкой, оказываемой мощными двигателями. Повысить безопасность удалось с помощью применения дополнительных силовых узлов. Это поспособствовало увеличению веса машины, но проблему удалось сразу решить. Элементы корпуса были созданы из титана, алюминия, стеклопластика, углепластика и других композитов, что привело к уменьшению веса на 350 кг.

Крыло

На Ан-72 установили высокорасположенное крыло стреловидного вида. Оно получило большое удлинение и усиленную механизацию, состоящую из предкрылков, интерцепторов и двух типов закрылков. Также здесь установлено множество спойлеров, снижающих подъемную силу во время посадки. Такое решение позволяет сохранить баланс самолета и исключает его опрокидывание.

Крыло АН-72

Новая технология, связанная с эффектом Коанда, затрагивает в большей степени именно крыло. Во время полета при отклонении закрылок и предкрылок из сопла двигателей выходит мощная реактивная струя газа. После этого она сразу прижимается к поверхности крыла и обтекает его, разгоняя весь воздух. Такой скоростной поток снижает воздушное давление и значительно повышает подъемную силу. Результатом становится улучшение характеристик самого самолета.

Двигатели

Изначально предполагалось установить на Ан-72 обычный турбовинтовой двигатель, как на Ан-26. Однако такое решение исключало возможность реализации технологии с эффектом Коанда, так как лопасти бы оставляли после себя воздушную струю, которая физически не может обтекать крыло. После долгих размышлений конструкторы обратили внимание на пассажирский лайнер Як-42, где применяется турбореактивный двигатель.

Двигатель ТРД Д-36

Двигатель ТРД Д-36

В итоге на самолет было решено установить два ТРД Д-36. С их помощью реализовать все идеи было вполне реально. Оба двигателя выдавали тягу до 6500 кгс, что было очень высоким показателем и привлекло еще больше внимания конструкторской группы. Именно за Д-36 машину и прозвали «Чебурашкой». Дело в расположении двигателей – они установлены в верхней части крыла. При взгляде на самолет спереди можно заметить сходство между ним и известным персонажем советских мультфильмов.

Шасси

Конструкторы рассматривали более 30 вариантов шасси для Ан-72. Была даже идея установки воздушной подушки, что позволило бы самолету стать первым транспортником, способным приземляться на воде. Однако такое решение значительно ухудшало аэродинамические свойства и создавало бы ряд трудностей при эксплуатации.

Шасси АН-72

Конечным выбором стал классический вариант использования шасси на опорах. Передняя стойка управляется пилотом и может задавать направление движения. Четыре основных опоры, расположенные попарно под крылом, остались зафиксированными. Отличительной чертой установленных шасси стала высочайшая прочность и улучшенная амортизация, позволяющая проезжать самолету через ямы и кочки. После взлета они складываются в закрытые створки. Если возникает неисправность, то самолет может приземлиться даже на трех выпущенных опорах.

Вам доводилось летать на АН-72?
ДаНет

Модификации самолета

После выпуска базовой модели конструкторы начали прорабатывать варианты первых модификаций. Всего было выпущено более десяти версий Ан-72 с различными улучшениями и дополнительными возможностями в эксплуатации.

Модификации самолета АН-72

Чертеж конструкции самолета АН-72

Варианты:

  • Ан-72.04 – базовая модель транспортного Ан-72 с возможностью применения гражданскими компаниями;
  • Ан-72.10 – первая пассажирская модификация, созданная по классической схеме «салон»;
  • Ан-72-100 – версия самолета для транспортных перевозок, получившая международные сертификаты;
  • Ан-72-100Д – пассажирская модель по схеме «салон», также получила международные сертификаты для выполнения полетов;
  • Ан-72А – опытная модель Ан-72 для полетов на территории Крайнего Севера при особо сложных метеорологических условиях;
  • Ан-72АТ – специальная модификация для осуществления перевозок авиационных контейнеров стандартного типа;
  • Ан-72В – экспортная модель транспортного Ан-72, выпущенная по заказу военно-воздушных сил Перу;
  • Ан-72П – патрульный самолет для обнаружения нарушителей в приграничной двухсотмильной морской зоне, получил спецоборудование и вооружение;
  • Ан-72ПС – поисково-спасательная версия Ан-72 для обнаружения и эвакуации пострадавших при катастрофах;
  • Ан-72С – модифицированный Ан-72, предназначенный для административного применения различными службами;
  • Ан-72Р – разведывательный самолет для радиоэлектронного анализа местности и поиска наземных целей с последующим на них наведением систем атаки;
  • Ан-71 – версия самолета для дальней радиолокационной разведки и управления наземными войсками;
  • Ан-74 – доработанная модель 72А для применения на Крайнем Севере, была выведена в отдельную линейку самолетов.

Многие эксперты сравнивали Ан-72 с Boeing YC-14 и даже высказывали мнение, что в советском самолете использованы американские наработки. Конструкторское бюро им. Антонова полностью опровергло эти заявления и отметило, что схожие решения обусловлены особенностями самолета и его категорией.

Эксплуатанты

Согласно реестру авиации, на начало 2020 года в эксплуатации находятся 20 самолетов Ан-72 различных модификаций, не считая Ан-74. Они используются несколькими компаниями, но наиболее активно применяются государственными структурами.


Основные эксплуатанты Ан-72 (самолетов):

  • ВВС Анголы – 6;
  • ВВС Ливии – 3;
  • ВВС Казахстана – 2;
  • МВД Украины – 2;
  • Правительство Судана – 2.

По одному Ан-72 эксплуатируют: Пограничная служба Казахстана, ВВС Гвинеи, МА Маркулешты, Mars Avia и Asia Airways. Если говорить о модификации Ан-74, то она используется гораздо активнее. Наибольшее число действующих самолетов числится за следующими структурами и компаниями:

  • ВВС РФ – 27 Ан-74;
  • Пограничная служба РФ – 18 Ан-74;
  • МВД РФ – 10 Ан-74;
  • КСИР – 7 Ан-74;
  • ВМФ РФ – 6 Ан-74.

Всего в эксплуатации находится 118 Ан-72 всех возможных модификаций, включая Ан-74. Также 53 самолета отправлены на хранение. Заказанными официально числятся 5 машин в варианте Ан-74.

Ан-72 стал одним из самых успешных проектов конструкторского бюро имени Антонова. Самолет был создан с применением новой технологии, основанной на эффекте Коанда, и получил улучшенные аэродинамические свойства. Несмотря на возраст, он продолжает эксплуатироваться многими службами до сих пор.

Комментировать
1
155 просмотров
Комментарии
  1. Владимир ()
    Ответить

    Теоретические расчёты подтверждались экспериментальными продувками моделей самолёта в аэродинамических трубах: прирост подъёмной силы был довольно значительным и на некоторых режимах достигал 20 %. Особенно эффективным обдув крыла становился при выпущенной механизации: «прилипание» струи обеспечивало безотрывное обтекание и значительное повышение качества на взлёте и посадке. При этом в создании подъёмной силы принимали участие одновременно крыло, закрылок и двигатель, а для изучения их взаимодействия потребовалось провести исследования на специальных натурных стендах, моделирующий обдув крыла и механизации. Высокоплан. Имеет стреловидное крыло. Необычное расположение двигателей сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. При отклонённых предкрылках и закрылках реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей, «прилипает» к крылу, обтекая без отрыва верхнюю поверхность крыла и закрылка, разгоняет воздушный поток над ним. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления воздуха. А чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, и следовательно улучшаются взлётно-посадочные характеристики самолёта.

Это интересно