Гидросамолет Ан-4

СОДЕРЖАНИЕ
0
0 просмотров
26 марта 2020

Ан-4 – советский легкий гидросамолет с поплавковым шасси, разработанный ОКБ имени Антонова на основе Ан-2. Он стал лучшим способом добраться до отдаленных населенных пунктов, не имеющих действующих аэродромов. Первая серийная машина была введена в эксплуатацию в 1956 году. С тех пор Ан модели 4 стал активно использоваться многими службами и частными лицами.

История создания

В 1947 году советское конструкторское бюро имени Антонова запустило производство легкого многоцелевого самолета Ан-2. Он приобрел большую популярность и получил множество различных модификаций, расширяющих его возможности. Всего за время эксплуатации заводы произвели около 18 тысяч машин этой модели.

Самолет АН-2

Самолет АН-2

Одной из наиболее важных модификаций Ан-2 стал вариант Ан-2В, который начали разрабатывать в 1950 году. Его главным отличием было наличие поплавкового шасси, позволяющего садиться на водные пространства. Новая модель проработана довольно быстро. Она получила поршневой мотор АШ-62ИР, обладающий мощностью 1000 л. с. Поплавки были выполнены из цельных дюралюминиевых сплавов, прикреплялись к фюзеляжу шестью стойками и имели водные рули. Они состояли из 31 шпангоута и 11 переборок, разделяющих их на 12 зон. Вся конструкция отличалась простотой и высокой ремонтопригодностью.

Самолет Ан-2В

Самолет Ан-2В

31 июля 1951 года гидросамолет впервые поднялся в небо. В августе начались заводские испытания, которые были успешно пройдены за короткий срок. Осенью Ан-2В отправили на оценку государственной комиссии. Самолет справился с тестами и был рекомендован к серийному производству. Тогда же он получил новое название «Ан-4». Его изготовление начали в СССР и Польше, позднее дополнительно запустили площадку на территории Китая.

История создания АН-4

В 1954 году началась опытная эксплуатация Ан-4 в Карелии с использованием рек Печоры и Иртыша, а также некоторых озер. Позднее самолет стали применять в других областях с наличием большой водной сети. Важным условием эксплуатации была глубина зоны – она должна была варьироваться от 80 до 120 см. К 1956 году было окончательно решено, что машина полностью готова к массовым полетам. Тогда же в эксплуатацию был запущен первый серийный Ан-4 с идентификационным номером 15947307.

Технические характеристики Ан-4

Ан-4 имеет небольшие габариты, соответствующие его классу. Его длина составляет 12,74 м при высоте 9 м. Грузовая кабина имеет размеры 4,1×1,8×1,6 м. Внутри самолета помещается до 9 пассажиров, а также 2 члена экипажа. Размах верхнего крыла равен 18,17 м, нижнего – 14,23 м. Общая их площадь достигла 71,68 м². Без нагрузки самолет весит 3,68 т, на борту допустимо присутствие коммерческого груза до 1 т. Объем топлива достигает 1200 л. Максимальная взлетная масса – 5,25 т.

Технические характеристики Ан-4

Характеристики Ан-4 стали одним из главных плюсов. Работает самолет на двигателе АШ-62ИР, чья мощность составляет 1000 л. с. при взлетном режиме и 738 л. с. во время полета. Максимальная скорость равна 230 км/ч, крейсерская – 178 км/ч. Без посадок на самолете удастся пролететь до 1800 км, при этом практический потолок ограничен 3660 м. Во время взлета ему потребуется разбег длиной 190 м, а при посадке – пробег до 160 м.

Достоинства и недостатки

При эксплуатации Ан-4 было выявлено несколько основных его преимуществ над другими машинами аналогичного класса. Поэтому самолет получил популярность и частично эксплуатируется до сих пор. Именно он дал возможность установить прямое сообщение между городами и мелкими отдаленными населенными пунктами.

Достоинства и недостатки АН-4

Достоинства Ан-4:

  • Высокая маневренность позволяет использовать самолет с максимальной эффективностью и приземляться на мелководье;
  • Оставаясь на водной поверхности, Ан-4 может быстро развернуться вокруг своей оси или сдать назад;
  • Простота конструкции позволяет производить мелкий ремонт вне заводского цеха и заменять некоторые компоненты без привлечения опытных экспертов.

Самолеты такого класса всегда имеют ряд недостатков, которые не обошли и Ан-4. Наиболее неприятный кроется в сложности приземления и хрупкости поплавков. Когда самолет заходит на посадку, точно рассчитать дистанцию до касания с водой практически невозможно, из-за чего порой приходится делать несколько заходов до образования ряби на водной поверхности.

Если этого не сделать, то есть большой риск сломать поплавки слишком жестким ударом. Также приходится учитывать вероятность наличия бревен или иных твердых тел в воде. Сам самолет довольно легкий, из-за чего его сносит к берегу при сильном ветре – таким образом тоже могут быть легко повреждены поплавки. Второй недостаток кроется в стоимости их ремонта. Заменить их даже частично было затруднительно, поэтому к цене на запчасти прибавлялась оплата бригады ремонтников, которой приходилось вылетать к населенному пункту, где сломался самолет.

Вы видели редкий самолет АН-4?
ДаНет

Эксплуатация самолета

После официального запуска в эксплуатацию первого серийного самолета в 1956 году на него сразу появился спрос. В течение нескольких лет на Ан-4 стали выполнять полеты в Карельскую, Архангельскую, Иркутскую и Тюменскую области, а также в Красноярский край. Всего было задействовано более ста самолетов.

Активное применение Ан-4 нашел в области грузоперевозок. На нем доставляли почту, перевозили продукты питания и хозяйственные товары. Также некоторые самолеты использовались для проведения экспедиций. Однако вскоре стало понятно, что аварийные ситуации с этой машиной возникают слишком часто. Причиной тому послужило отсутствие контролирующих органов, которые бы обеспечивали безопасность эксплуатации авиации в малых населенных пунктах. Многие летчики садились за штурвал после употребления алкоголя, что приводило к авариям или получению травм как ими, так и пассажирами.

К 1983 году было принято решение вывести из эксплуатации Ан-4 и прекратить их обслуживание. Однако в 1994 году была произведена проверка наличия самолетов этой модели в отдаленных населенных пунктах. Согласно полученным данным, жители поселков имеют более 300 самолетов Ан-4. При этом государство многократно получало запросы на разрешение полетов этой машины в отдаленных районах, но окончательного решения по этому поводу так и не было принято. Положение дел осталось прежним.

Ан-4 стал одним из наиболее привлекательных гидросамолетов, созданных советскими конструкторами. Он помог сообщению с отдаленным населенными пунктами, но также привел к появлению новых проблем. Поэтому его эксплуатация на территории России была официально прекращена, хотя в собственности жителей осталось более 300 машин.

Комментировать
0
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно