Самолеты

Гидросамолет Ан-4

Легкий гидросамолет Ан-4 был создан ОКБ имени Антонова на базе Ан-2 и оснащен поплавковым шасси. Он стал оптимальным средством доставки до удаленных населенных пунктов без аэродромов. Первая машина этой модели была запущена в производство в 1956 году и с тех пор широко используется различными службами и частными лицами.

История создания

В 1947 году конструкторское бюро Антонова начало производство легкого многоцелевого самолета Ан-2, который стал очень популярным и был модифицирован множество раз для расширения его возможностей. За время эксплуатации было произведено около 18 тысяч машин этой модели.

Самолет АН-2
Самолет АН-2

В 1950 году был разработан вариант Ан-2В, который стал одной из наиболее важных модификаций Ан-2. Главным отличием было наличие поплавкового шасси, позволяющего садиться на водные пространства. Новая модель была проработана быстро и получила поршневой мотор АШ-62ИР мощностью 1000 л. с. Поплавки были выполнены из цельных дюралюминиевых сплавов и прикреплялись к фюзеляжу шестью стойками. Они имели водные рули и состояли из 31 шпангоута и 11 переборок, разделённых на 12 зон. Вся конструкция отличалась простотой и ремонтопригодностью.

Самолет Ан-2В
Самолет Ан-2В

31 июля 1951 года гидросамолет впервые поднялся в небо. В августе начались заводские испытания, которые были успешно пройдены за короткий срок. Осенью Ан-2В отправили на оценку государственной комиссии. Самолет справился с тестами и был рекомендован к серийному производству. Тогда же он получил новое название «Ан-4». Его изготовление начали в СССР и Польше, позднее дополнительно запустили площадку на территории Китая.

История создания АН-4

В 1954 году началась проверка Ан-4 в Карелии на реках Печора и Иртыш, а также на некоторых озерах. Позже самолет использовался в других регионах с большим количеством водных объектов. Важным условием эксплуатации была глубина зоны — от 80 до 120 см. К 1956 году было решено, что машина готова к массовым полетам. В тот же год был запущен первый серийный Ан-4 с номером 15947307.

Технические характеристики Ан-4

Ан-4 имеет небольшие габариты, соответствующие его классу. Его длина составляет 12,74 м при высоте 9 м. Грузовая кабина имеет размеры 4,1×1,8×1,6 м. Внутри самолета помещается до 9 пассажиров, а также 2 члена экипажа. Размах верхнего крыла равен 18,17 м, нижнего – 14,23 м. Общая их площадь достигла 71,68 м². Без нагрузки самолет весит 3,68 т, на борту допустимо присутствие коммерческого груза до 1 т. Объем топлива достигает 1200 л. Максимальная взлетная масса – 5,25 т.

Технические характеристики Ан-4

Характеристики Ан-4 являются одним из главных преимуществ данного самолета. Он оснащен двигателем АШ-62ИР, который имеет мощность 1000 л.с. на взлете и 738 л.с. в полете. Максимальная скорость составляет 230 км/ч, а крейсерская скорость — 178 км/ч. Без дополнительных посадок, самолет может пролететь до 1800 км, а его практический потолок ограничен 3660 м. Для взлета ему требуется разбег в 190 метров, а для посадки — пробег до 160 метров.

Достоинства и недостатки

В ходе использования Ан-4 выявлены его главные преимущества перед другими аналогичными машинами, что привело к его популярности и частичной эксплуатации в настоящее время. Благодаря этому самолету была установлена связь между городами и удаленными населенными пунктами.

Достоинства и недостатки АН-4

Достоинства Ан-4:

  • Высокая маневренность позволяет использовать самолет с максимальной эффективностью и приземляться на мелководье;
  • Оставаясь на водной поверхности, Ан-4 может быстро развернуться вокруг своей оси или сдать назад;
  • Простота конструкции позволяет производить мелкий ремонт вне заводского цеха и заменять некоторые компоненты без привлечения опытных экспертов.

Ан-4, как и другие самолеты такого класса, обладает некоторыми недостатками. Один из наиболее проблемных — сложность посадки и хрупкость поплавков. В связи с этим, приземление может быть затруднительным, так как точно определить дистанцию до касания с водой практически невозможно. В некоторых случаях приходится выполнять несколько подходов для образования ряби на водной поверхности.

Если не предпринять эту меру, возможно повреждение поплавков из-за сильного удара. Необходимо учитывать наличие препятствий в воде, таких как бревна и другие твердые объекты. Ввиду легкости самолета, при сильном ветре он может быть снесен к берегу, что также может привести к повреждению поплавков. Еще одним недостатком является высокая стоимость их ремонта. Замена даже частей поплавков представляется затруднительной, поэтому к стоимости запчастей добавляется оплата бригады ремонтников, которым приходится прилетать в населенный пункт, где произошла поломка самолета.

Вы видели редкий самолет АН-4?
ДаНет

Эксплуатация самолета

Первый серийный самолет был запущен в эксплуатацию в 1956 году и сразу же нашел своих покупателей. Ан-4 выполнял рейсы в Карелию, Архангельскую, Иркутскую и Тюменскую области, а также в Красноярский край в течение нескольких лет. В общей сложности было задействовано более ста самолетов.

Ан-4 широко применялся для перевозки грузов, в том числе почты, продуктов питания и хозяйственных товаров, а также для экспедиций. Однако было замечено, что аварийные ситуации с этим типом самолета происходят слишком часто. Это связано с отсутствием контроля за безопасностью эксплуатации в малонаселенных районах. Многие летчики летали в нетрезвом состоянии, что приводило к авариям и травмам пассажиров и экипажей.

В 1983 году было решено вывести из эксплуатации и прекратить обслуживание Ан-4. Однако в 1994 году была проведена проверка наличия этой модели самолетов в отдаленных поселках. Жители сообщили, что у них есть более 300 Ан-4. Государство получало запросы на разрешение полетов этой машины в удаленных районах, но окончательное решение не было принято. Положение дел осталось без изменений.

Гидросамолет Ан-4 был создан советскими конструкторами и стал очень популярным благодаря своей привлекательности. Он использовался для связи с удаленными населенными пунктами, но также возникли новые проблемы. В результате его эксплуатация была остановлена на территории России, хотя у жителей осталось более 300 машин.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах