Самолеты

Ан-38 пассажирская пташка

Ан-38 – это лайнер, предназначенный для кратких перелетов, который был создан на основе Ан-28. Его производство началось в Новосибирске, но некоторые детали были поставлены из Украины и Беларуси. Всего было произведено 11 самолетов, из которых два все еще используются. Ан-38 стал одним из самых удобных и маневренных пассажирских самолетов.

История создания

К концу 1980-х годов контроль государства над авиастроительной сферой и закупками гражданских авиаперевозчиков был значительно снижен. Это привело к более активному развитию лайнеров, предназначенных для регулярных рейсов. Идея создания самолета Ан-38 возникла во время демонстрационного полета Ан-28 на выставке в Индии в 1989 году.

Самолет АН-28
Самолет АН-28

Ан-28, пассажирско-грузовой лайнер, вмещающий до 17 пассажиров, устарел и будет заменен на более совершенную машину по инициативе конструкторского бюро имени Антонова.

В том же году началась разработка нового самолета, главной особенностью которого стала увеличенная длина фюзеляжа, обеспечивающая больший комфорт для экипажа и пассажиров. Конструкторы также учли положительные аспекты Ан-28 и постарались сохранить их в новой модели.

Изначально самолет разрабатывался для эксплуатации с двигателями ТВД-1500, которыми занимался Рыбинский мотостроительный завод. Они должны были оборудоваться винтами АВ-36 и выдавать не менее 1500 л. с. Однако разработка затянулась, из-за чего конструкторы были вынуждены устанавливать на машины двигатели Garrett TPE-331 американского производства.


Они имели большую мощность, достигающую 1521 л. с., и считались более конкурентоспособными. Такое решение повышало шансы самолета на будущий успех, открывая ему дорогу на международный рынок. Несмотря на выбор иностранных двигателей, конструкторы не хотели отказываться от отечественных. Поэтому они заранее подготовили документы для производства модификации с мотором ТВД-20 в будущем.

Летом 1991 года на авиационной выставке в Париже был представлен первый Ан-38. Хотя сам самолет не произвел большого впечатления, он привлек внимание российских заказчиков. В результате было принято решение начать серийное производство Ан-38 и выпустить шесть машин в 1992 году, две из которых были предназначены для испытаний. Сборка производилась на новосибирском авиационном заводе имени Чкалова.

История создания АН-38

23 июня 1994 года начались полеты первой модели, которой управлял опытный испытатель Хрустицкий. Все тесты, включая государственные, были пройдены успешно. Самолет был признан удачным и запущен в серийное производство. Ан-38 превзошел старшую модель по многим параметрам, в том числе по допустимой нагрузке и летным характеристикам.

Вам доводилось летать на самолете АН-38?
ДаНет

Схема салона Ан-38

При разработке самолета было уделено внимание комфорту. На борту размещены кресла для 27 пассажиров, включая одно- и двухместные кресла, которые отличаются мягкостью и удобством.

Схема салона Ан-38

Можно складывать или складывать назад, чтобы поместить дополнительные вещи в салон, если это необходимо. Вес пассажиров и груза может быть различным (кг/чел).

  • 460/17;
  • 1090/12;
  • 1330/9;
  • 1650/5.

В любой момент можно изменить салон и поменять расстановку кресел. Если самолет часто используется для перевозки грузов или планируется загрузка тяжелых контейнеров, можно установить специальный механизм для подъема груза весом до 500 кг. Люк для этого находится сзади и имеет сдвижную дверь с трапом. Груз можно загрузить или выгрузить даже на необорудованном аэродроме, затратив на это минимальное время.

Компоновка салона АН-38

Передняя часть самолета содержит кабину пилотов, за которой расположены места для аварийных и служебных выходов. Сзади находится дверь с входным трапом, а напротив — второй запасной люк с туалетом. Зона для багажа расположена в самом конце. В салоне поддерживается высокий уровень комфорта благодаря вентиляции и улучшенной звуко- и теплоизоляции. На некоторых самолетах устанавливают кондиционер.

Технические характеристики Ан-38

Базовой моделью для данного типа является Ан-38 версии 100. Его технические характеристики практически полностью аналогичны другим модификациям и могут незначительно отличаться. Самолет имеет длину 15,54 м и высоту 4,3 м. Крыло имеет площадь 39,72 м², размах составляет 22,06 м. Внутренняя часть салона позволяет перевозить до 2,5 тонн груза, включая длинномерный до 9 м или до 27 пассажиров. Вес самолета составляет 5 тонн, а предельный взлетный вес ограничен 8,8 тоннами. Объем топливных баков составляет 2870 литров.

Технические характеристики Ан-38

Работает Ан-38 на двух Garrett TPE-331, выдающих мощность до 1521 л. с. Некоторые модификации используют ТВД-20-03, их показатели чуть ниже – 1500 л. с. Крейсерская скорость самолета составляет 380 км/ч. Максимальная достигает 405 км/ч. Дальность полета равна 1450 км, практический потолок ограничен 9000 м. Для отрыва от земли самолету требуется разбег длиной 500 м, во время посадки понадобится не менее 330 м.

Описание конструкции

Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет Ан-38 имеет схему высокопланного подкосного типа. Крыло является двухлонжеронным кессонным с закрылками двухщелевого вида, элеронами, предкрылками и интерцепторами. Небольшая часть кессона крыла используется для хранения топлива и оснащена встроенными емкостями. Хвостовое оперение представляет собой двухкилевой тип.

Чертеж АН-38

Двигатели TPE-331 расположены в крыльевых установках. На них монтируются винты HC-B5MA. На моделях с ТВД-20-03 используется винтовая система АВ-36. Шасси состоит из трех неубирающихся опор. Первая расположена под носовой частью, две других – под крылом на днище фюзеляжа. При эксплуатации в заснеженной местности возможна установка лыж.

Благодаря конструктивным решениям самолет стал обладать отличными маневренными характеристиками, способен производить посадку по крутой глиссаде, использоваться без подготовленных взлетно-посадочных полос и взлетать с минимальным разбегом.

Условия эксплуатации считаются приемлемыми при температуре воздуха от -50 °С до +45 °С. Ан-38 не сваливается на крыло при выходе на большой угол атаки, что отличает его от многих других самолетов аналогичного класса. Управление простое и отзывчивое, что позволяет снизить требования к опытности пилота.

Описание конструкции АН-38

На борту есть дополнительные источники питания для независимого запуска силовой установки, что повышает уровень автономности самолета. В носовой части встроена радиолокационная система А-813. При проектировании Ан-38 была учтена концепция возможности эксплуатации самолета без капитального ремонта до истечения срока его службы, равного 15 годам.

Кабина самолета

Кабина пилотов расположена в передней части самолета и предназначена для двух человек. Если на борту присутствует бортпроводник, он размещается в пассажирском салоне, и число доступных мест для покупки сокращается до 26.

Кабина самолета АН-38

В кабинете находятся два кресла и классические штурвалы. Передняя панель отображает важную информацию о полете. На борту установлены специальные навигационные системы для полетов в ночное время и при плохих погодных условиях. Модифицированные версии Ан-38 оснащены речевыми регистраторами и устройствами, которые оповещают о приближающихся самолетах или критическом снижении.

Модификации

Конструкторы начали разрабатывать модификации Ан-38 после запуска его производства. Первую модификацию запланировали еще на этапе разработки базовой модели, а остальные появились позже. Целью модификаций было расширение возможностей самолета и привлечение к нему большего интереса.

Модификации АН-38

 

Модификации:

  1. Ан-38-100 – базовая модель, оборудованная американскими двигателями, поставлялась с полным комплексом приборов для регулярных полетов над территорией СНГ;
  2. Ан-38-110 – упрощенная модификация Ан-38, предназначенная для выполнения коротких полетов в пределах одного государства, отличается сокращенным количеством бортового оборудования, серийно не производилась;
  3. Ан-38-120 – продвинутая версия самолета, получившая расширенный список вспомогательного оборудования, включающий речевой регистратор и систему предупреждения о приближении земли, могла выполнять полеты по международным направлениям с помощью специальных маяков VOR/DME;
  4. Ан-38-200 – модель Ан-38 с отечественными двигателями ТВД-20-03, получила продвинутое оборудование, как в версии 120, и была дополнена системой TCAS-2000, отвечающей за исключение столкновений в воздухе и позволяющей производить полеты при любых погодных условиях;
  5. Ан-38Д – специальная версия самолета для вооруженных сил, предназначена для десантирования солдат в количестве 22 человек, серийного производства запущено не было;
  6. Ан-38К – проект Ан-38 с повышенной грузоподъемностью, самолет должен был использоваться для перевозки грузов весом до 3,2 тонн внутри четырех стандартизированных контейнеров типа LD-3, размещенных на специальных поддонах, либо без упаковки в виде «россыпи»;
  7. Ан-38С – санитарный вариант самолета, предназначенный для перевозки шести больных на носилках и девяти сидячих, проект остался нереализованным, хотя при необходимости возможна перепланировка имеющихся Ан-38 под этот тип.

Самые распространенные версии Ан-38 — 100 и 120, но в настоящее время используются только модели 38-100. Новые модификации и создание старых моделей самолетов не планируется в ближайшее время.

Эксплуатанты

Первым эксплуатантом Ан-38 стала компания АК «Восток» сразу после прохождения государственных испытаний. Компания купила три самолета, которые сейчас находятся на хранении. Они использовались несколько лет, но сертификаты летной годности у всех машин истекли в середине 2010-х.

АК «Алроса» приобрела два самолета, выпущенные в 1999 и 2000 году. Сертификаты на них действуют до февраля и марта 2020. Также были использованы шесть самолетов модели Ан-38 НАПО им. Чкалова, из которых три находятся на хранении, один прошел испытания и не был запущен в эксплуатацию, а два оставались не достроенными и были отменены.

Четыре самолета временно использовались иностранными Layang-Layang Air и Hangard Airlines. Все машины были возвращены на территорию России, после чего продолжили выполнять полеты от лица местных компаний. Предполагалось, что несколько самолетов Ан-38 модели Д будут приобретены Индией для вооруженных сил. Сделка не состоялась, так как индийская сторона не проявила интереса к российской разработке.

Ан-38 — один из самых маневренных гражданских самолетов с возможностью пассажирских и грузовых перевозок. Его гибкость позволяет оптимизировать нагрузку. Несмотря на мелкосерийное производство, Ан-38 привлек внимание и используется компанией «Алроса». В будущем возможна модернизация или создание новой модели.

Модификации самолета Ан-28

Стандартной моделью этого самолета является грузопассажирская, она способна преобразовываться из одного типа в другой. Для более суровых условий эксплуатации был создан самолет с большим запасом топлива. Для преодоления больших расстояний эта модификация получила название Ан-28А. Основным районом использования являются полярные широты. Существуют и военные версии данного самолета, в основном их используют десантники для высадки на территорию врага. Разработана модель под названием Ан-28RM, которая предназначена для патрулирования территории и спасательных операций. Наиболее мощной модификацией является Ан-28 с дополнительным именем «Срайкэр», он оснащен двумя двигателями мощностью в 1100 лошадиных сил каждый. При этом рабочие винты имеют не три, а пять лопастей.

Данные статистики свидетельствуют о том, что до сентября 2012 года было утеряно 25 машин Ан-28 во время эксплуатации.

Антонов Ан-28, это легкий многоцелевой, двухмоторный самолет с коротким взлетом и посадкой. Основное назначение самолета, это перевозка людей на местных воздушных направлений, транспортировки грузов, геологические изыскания, противопожарное патрулирование, эвакуации раненых, поисково-спасательные и разведывательные операции. Ан-28 рассчитан на перевозку до 18 человек на среднее расстояние 1500 километров.

Самолет имеет металлический корпус и высоко расположенное крыло, которое состоит из двухлонжеронной конструкции, укрепленной металлическими подкосами. Крыло имеет большой размах и автоматические закрылки, обеспечивающие устойчивый полет при небольших скоростях и больших углах атаки, а также взлет и посадку при крутом угле траектории. Газотурбинные двигатели ТВД-10Б размещены в гондолах под крыльями. Пассажирский салон легко может быть превращен в грузовой отсек.

Характеристика самолета Ан-28

Ан-28 имеет конструкцию высокоплана с подкосным типом, что улучшает его аэродинамические свойства. Наличие фиксированного шасси влияет на скорость и аэродинамику самолета. В данной модели возможна замена шасси на поплавки.

Самолет имеет двухкилевое оперение. Силовой агрегат составлен из двух двигателей модели ТВД-10 и оборудован реверсивными винтами. Салон данного самолета можно с легкостью менять для различных перевозок. Эту модель можно использовать как пассажирский, так и грузовой вариант, кроме того, как административное судно.

Ан-28 может быть быстро и легко преобразован в грузовой самолет, путем складывания пассажирских сидений. Это позволяет разместить груз внутри кабины. Для удобной и быстрой загрузки, самолет имеет грузовой люк в хвостовой части. Грузовой отсек самолета оснащен кран-балкой, которая упрощает и ускоряет процесс загрузки. Кран может поднимать грузы весом до полтонны.

При проектировании самолета большое внимание было уделено мерам, которые обеспечивают безопасность полета в любой, даже аварийной ситуации. Полет при большом угле приведет к потере скорости, но при этом самолет не будет сваливаться, а стабилизируется за счет продуманной автоматической системы предкрылков. В такой ситуации самолет автоматически начнет опускать переднюю часть и восстанавливать скорость полета, при этом сохранится отличная управляемость

В такой ситуации самолет автоматически начнет опускать переднюю часть и восстанавливать скорость полета, при этом сохранится отличная управляемость.

В ОКБ «Антонов» спроектировали и установили на Ан-28 систему, которая автоматически уменьшает крен самолета во время полета. Это позволяет безопасно управлять самолетом, даже при работе только одного двигателя. Патент на эту систему зарегистрирован во Франции и США. Оперение самолета было продумано так, что пилоты могут легко управлять Ан-28, даже на низких скоростях.

Самолет Ан-28 может летать в любых условиях и климатических зонах в любое время суток благодаря встроенной навигационной системе и системе противообледенения корпуса и функциональных частей.

Производство самолета марки Ан-28 и его модификаций продолжалось до 1997 года. Всего было выпущено 198 единиц.

Основные недостатки конструкции самолета Ан-71

Отмечена неустойчивость автомобиля в продольном и боковом направлениях.

Производительность триммера руля снизилась из-за установки на самолете руля, состоящего из четырех секций.

Необходимо уменьшить воздействие выхлопных газов двигателей на крылья машины.

Три опоры усиленной структуры составляли шасси аппарата, позволяющее использовать Ан-71 на аэродромах с грунтовым покрытием.

Самолет имел две силовые установки класса ТРДД Д-436К с мощностью 7,5 тысяч килограммов каждый и один мотор типа ТРД РД-38А с мощностью 2,9 тысяч килограммов. Двигатель РД-38А использовался для взлетов с неподготовленных взлетных полос. Воздухозаборник, расположенный сверху корпуса, обеспечивал всю силовую установку воздухом для поднятия самолета в воздух, который весил около 20 тонн.

Ан-71, способный поднимать на взлет 32 тонны, развивал скорость 650 км/ч и крейсерскую скорость полета 530 км/ч. Аппарат мог подниматься на высоту 10,8 км и лететь без посадки до 5 часов. Для управления требовался экипаж из трех человек. Конструкторы выполнили поставленные задания вовремя.

Кроме Ан-71, существует АН71К — корабельный вариант этого самолета.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Руслан

    Ничего себе, вроде бы одна модель самолёта, а сколько модификаций для гражданского назначения. Создатели всё предусмотрели. Думаю, что у этой модели определенно есть будущее.