Самолет для аэрофотосъёмки Ан-30. Мне сверху видно все!

СОДЕРЖАНИЕ
2
77 просмотров
11 марта 2020

Ан-30 – советский самолет, предназначенный для аэрофотосъемки и изучения местности с воздуха. Он также может применяться военными с целью проведения разведывательных мероприятий. Разработан самолет на основе устаревшего Ан-24 и был запущен в серийное производство в начале 1970 годов. Некоторые компании продолжают эксплуатировать его до сих пор.

История создания самолета

Разработка самолета Ан-30 началась в середине 1964 года по приказу правительства, в роли заказчика выступало ГУ ГВФ СССР. Перед конструкторским бюро имени Антонова стояла задача по проработке проекта новой машины для проведения аэрофотосъемки на базе устаревшего Ан-24, который использовался в аналогичных целях.

Самолет АН-24

Самолет АН-24

Изначально предполагалось, что будут созданы две вариации самолета: гражданская и военная. Позднее от этой идеи отказались, решив выпустить базовые модификации 30А и 30Б, которые различаются набором фотографического оборудования и наличием дополнительной аппаратуры.

Разработка велась в быстром темпе. Уже к 1965 году ОКБ представило на оценку эскизный проект с готовым макетом, названный Ан-24ФК. Согласно документам, главным отличием новой машины от старого Ан-24 должна была стать переработанная носовая часть.

Cамолет Ан-24 в 1964 году.

Cамолет Ан-24 в 1964 году.

Она расширилась и получила застекленную кабину штурмана, при этом лишившись установленной там ранее радиолокационной системы. Кабина пилотов была смещена немного выше, появился обтекатель под фюзеляжем. В самолете также монтировались дополнительные баки с топливом, позволяющие увеличить длительность нахождения Ан-30 в воздухе.

Самолет АН-30

В начале 1967 года конструкторы представили первый прототип вариации 30А, изготовленный на таганрогском заводе. Уже в августе самолет взлетел и выполнил короткий полет. Всего на нем было совершено более 30 тестовых вылетов. К 1968 году было проведено тестирование модели 30Б, которая поднялась в воздух 13 раз. Заводские испытания завершились к июлю, после чего самолет передали на государственную проверку. В феврале 1970 года Ан-30 вариации 30А начали тестировать эксперты из ГосНИИ ГА.

Результаты испытаний были неоднозначными. Самолет положительно отметили, подтвердив его большие преимущества над предыдущими моделями этого класса. Была дана также высокая оценка установленному оборудованию и возможностям, касающимся проведения аэрофотосъемки. Однако у Ан-30 был выявлен серьезный недостаток. Он заключался в нехватке топлива.

Полет АН-30

По мнению экспертов, его можно было увеличить на 10–20%. Также возникли мелкие замечания, касающиеся приборов и рабочих мест экипажа. Тем не менее самолет порекомендовали к серийному производству с последующим выполнением аэрофотосъемок малых и средних масштабов для гражданских или военных целей.

В 1971 году конструкторское бюро начало выпуск первых массовых образцов. Для производства был выбран авиационный завод в Киеве. Всего с конвейера сошло 124 самолета, причем часть из них были предназначены на экспорт. На международных выставках Ан-30 впервые представили в 1975 году в Париже. Позднее конструкторы проработали несколько модификаций, расширяющих возможности самолета.

Технические и летные характеристики Ан-30

Базовый Ан-30 рассчитан на экипаж из 7 человек. Он имеет длину 24,26 м, его высота равна 8,32 м. Крыло получило размах 29,2 м при площади 74,98 м². Пустой самолет без аппаратуры весит 15,59 т. Его предельная взлетная и посадочная масса ограничивается 23 т. Фотографическое оборудование – до 650 кг.

Технические характеристики АН-30

На борту Ан-30 установлено два двигателя АИ-24ВТ мощностью 2820 л. с. и один РУ-19А-300 с тягой 800 кгс. Самолет может разгоняться до 540 км/ч, его крейсерская скорость равна 435 км/ч. Практический потолок ограничен высотой 8300 м. Дальность полета достигает 1240 км, при перегоне Ан-30 способен преодолеть 2630 км. Средний расход топлива составляет 855 кг/ч. При взлете потребуется разбег длиной 770 м. Для посадки же нужен пробег до 640 м.

Без ремонта самолет может пролетать до 4000 часов. Общий назначенный ресурс для Ан-30 составляет 20000 ч при 10000 вылетов. Технический осмотр должен проводиться один раз за 300 часов полетов.

Особенности конструкции самолета

При постройке самолета Ан-30 была выбрана схема свободнонесущего моноплана с вертикальным оперением. Высокорасположенное трапециевидное крыло состоит из центроплана с консолями. На его середине размещены щелевые закрылки, по краям имеются выделенные зоны с элеронами, которые оборудованы специальными компенсаторами c триммерами.

Чертеж АН-30

Хвостовое оперение однокилевое и свободнонесущее. Шасси у Ан-30 трехопорного типа, может убираться во время полета внутрь специальных ниш. Ведущая стойка установлена в носовой части самолета. Две основных размещаются под крылом в районе силовой установки.

Турбовинтовые двигатели АИ-24 установлены в специальных гондолах, которые монтированы внутри центроплана. Они оборудуются винтами с четырьмя лопастями модели АВ-72. Запуск силовой установки производится через независимый турбогенератор ТГ-16. Также на борту присутствует два электрогенератора, обеспечивающих самолет электроэнергией.

При возникновении аварийной ситуации могут быть задействованы аккумуляторы 12САМ. Топливные баки размещаются внутри крыла. Каждый подает топливо в конкретный двигатель. В центроплане монтирован дополнительный бак, способный вместить еще 1000 л. Все они могут быть собраны в единый блок при сбоях через применение крана кольцевания.

Компоновочная схема АН-30

На самолете установлено две противообледенительных системы. Одна относится к воздушно-тепловому типу и отвечает за защиту крыла с двигателями. Вторая – электрическая. Она предотвращает образование льда на винтах, лобовых стеклах кабины, аккумуляторах и приемниках давления. Также на борту присутствует кислородная система, рассчитанная на обеспечение воздухом семи человек. Она включает специальные приборы КП-24М, маски, баллоны и манометры.

Гидросистема отвечает за складывание шасси, управление закрылками, торможение и поворот колес. Также она применяется для выполнения запуска иных элементов самолета. Например, стеклоочистителей. Основная гидравлическая система работает от гидронасосов, размещенных на силовой установке. Аварийная, установленная на случай повреждения первой, выполняет функции с помощью насосной станции.

Кабина Ан-30

В самолете Ан-30 есть отдельные кабины для пилотов, штурмана и аэрофотосъемки. Все они получили продвинутое оборудование для выполнения своих задач. У пилотов установлены классические штурвалы с прочими элементами управления самолетом. Сама она приподнята чуть выше для улучшения обзорности.

Кабина штурмана расположена ниже и оборудована большим фонарем, дающим хорошую видимость. С помощью обзора и навигационных приборов отсюда можно задать правильное направление полета, оценить местоположение при плохих погодных условиях, а также обеспечить качественную съемку.

В среднем отсеке выделено место для ее проведения. Аэрофотосъемочная герметична, как и другие кабины самолета. Внутри установлено пять специальных люков со стеклом, через которые можно ее проводить. Они обдуваются теплым воздухом для предотвращения обледенения и закрываются крышками. В этой же комнате установлены места для отдыха членов экипажа, кухонная зона и санузел.

Оборудование

Ан-30 получил оборудование для пилотирования и навигации, которое аналогично версии из Ан-24. Оно позволяет правильно оценивать положение самолета и выбирать траекторию полета. На борту также присутствует автопилот, позволяющий запустить автоматическое управление для выполнения качественной съемки.

Оборудование АН-30

В более поздних версиях самолета был установлен измеритель угла снова и путевой скорости. Радиоэлектронное оборудование включает новый радиоприемник, передатчик, станцию и переговорное устройство. Также присутствуют радиовысотомер со специальными компасами. В некоторых модификациях монтирована улучшенная система навигации «Лотос».

Полет самолета АН-30

Среди оборудования для аэрофотосъемки имеются фотоаппараты нескольких видов, включая АФА41/7,5, АФА-54/40 и АФА 54/50. Также присутствует стабилизатор Н-55, радиовысотомер РВТД-А и статоскоп. Из дополнительных компонентов имеются командные приборы, воздушный экспонометр, визиры. В некоторых модификациях на борту размещены: фотоаппарат АФА-54/15, стабилизатор ТАУ-М, специальный электронный метеорограф. Съемка осуществляется в масштабах от 1 к 3000 до 1 к 200000 с разными фокусными расстояниями. Сделанные снимки можно обработать сразу в полете.

Какой самолет лучше?
АН-30АН-24

Модификации Ан-30

Всего за время разработки и существования Ан-30 было проработано семь модификаций. Каждая из них имеет свои особенности или преимущества. Некоторые не стали серийными и ограничились выпуском малого числа машин.

Модификации Ан-30

Варианты:

  • Ан-24ФК – первый прототип самолета, выпущенный для испытаний в 1967 году, соответствовал версии 30А;
  • Ан-30А – гражданская модификация, разработанная для выполнения аэрофотосъемки исследовательскими предприятиями;
  • Ан-30А-100 – пассажирская версия Ан-30, рассчитанная на перевозку 20 человек на средние дистанции;
  • Ан-30Б – военная разведывательная модель, предназначенная для обнаружения врага и изучения нейтральной или вражеской территории;
  • Ан-30РР – самолет радиационной разведки, получил специальное оснащение для оценки уровня радиации в воздухе;
  • Ан-30М «Метеозащита» – самолет для искусственного управления выпадом осадков с помощью патронов с особым составом;
  • Ан-30Д Сибиряк – самолет с дополнительными топливными баками по бокам фюзеляжа и новым оборудованием, предназначен для ледовой разведки на дальних дистанциях.

Наиболее популярным оказался самолет базовой модификации в гражданском варианте, как изначально предполагалось конструкторами. Именно его активнее всего используют некоторые компании до сих пор.

Применение

Главным применением для Ан-30 стало проведение аэрофотосъемки для составления и улучшения географических карт. В некоторых случаях самолеты использовались для выполнения заявок отдельных структур. 33 машины в модификации 30Б ВВС СССР выполняли разведывательную функцию. Некоторые принимали участие в конфликтах на территориях Афганистана и Чечни. Они отвечали не только за разведку, но и помогали осуществлять лазерное наведение на цели.

Применение АН-30

Один самолет использовался для мониторинга в северных широтах. Три машины применялись для радиационной разведки на территории ядерных полигонов. А с 1990 годов некоторые Ан-30 стали использоваться для полета над военными объектами по всей Европе для их оценки и контроля по действующему международному договору. При демонтаже фотосъемочного оборудования самолеты пригодны для использования в качестве транспортных.

Эксплуатанты

Согласно реестру, на начало 2020 года в эксплуатации остаются 36 самолетов различных модификаций. Наибольшее число Ан-30 используется российскими структурами – задействована 21 машина. Остальные страны эксплуатируют самолет в единичных случаях.

Основные эксплуатанты (единиц):

  • ВВС РФ – 15;
  • ВВС КНР – 3;
  • ВВС Украины – 3;
  • ВВС Румынии – 2;
  • ВВС Судана – 2;
  • ЛИАЦ – 2;
  • «Аэрострой» – 2;
  • ВВС Болгарии – 1;
  • МЧС Украины – 1;
  • Green Flag Aviation – 1;
  • ДОСААФ – 1;
  • Летные проверки и системы – 1.

Также два самолета числятся за неизвестными компаниями, информации о которых нет. Производство Ан-30 было закрыто в 1979 году. Новых самолетов в будущем не ожидается. Несмотря на небольшие объемы производства, он оказался довольно востребованным и популярным.

Ан-30 – один из лучших проектов советских конструкторов. Самолет все еще остается в эксплуатации у многих структур и продолжает выполнять аэрофотосъемку местности. Несмотря на моральное устаревание, он отлично справляется со своими функциями и не требует обязательной замены современным аналогом.

Комментировать
2
77 просмотров
Комментарии
  1. Владимир ()
    Ответить

    Ан-8 пошел в серию на Ташкентском авиазаводе. С 1959 года самолет ста поступать в военные части. Самолет серийно производили по 1961 год, было собрано 151 самолет. Осваивали самолет весьма непросто. Из-за ошибок при пилотировании разбились пять машин за три года. Но Ан-8 демонстрировал хорошие технические характеристики: у него была возможность взлетать с раскисшей взлетно-посадочной полосы и «сложных» аэродромов.

  2. BrianGaith ()
    Ответить

    Many thanks, this site is extremely valuable.

Это интересно