Самолет для аэрофотосъёмки Ан-30. Мне сверху видно все!
Ан-30 — российский самолет, способный осуществлять аэрофотосъемку и изучение местности из воздуха. Кроме того, он может быть использован военными для проведения разведывательных операций. Самолет был разработан на базе устаревшей модели Ан-24 и начал серийное производство в начале 1970-х годов. Некоторые компании до сих пор используют его.
История создания самолета
Разработка самолета Ан-30 началась в середине 1964 года по приказу правительства. ГУ ГВФ СССР была заказчиком. Конструкторское бюро имени Антонова получило задачу проработать проект новой машины для проведения аэрофотосъемки на базе устаревшего Ан-24, используемого для аналогичных целей.

Изначально предполагалось, что будут созданы две вариации самолета: гражданская и военная. Позднее от этой идеи отказались, решив выпустить базовые модификации 30А и 30Б, которые различаются набором фотографического оборудования и наличием дополнительной аппаратуры.
В 1965 году ОКБ представило на оценку эскизный проект с готовым макетом самолета Ан-24ФК, который был разработан в быстром темпе. В соответствии с документами, главным отличием новой машины от старого Ан-24 должна была стать переработанная носовая часть.

Кабина штурмана стала застекленной и расширилась, но радиолокационная система была удалена. Кабина пилотов была перемещена выше, а под фюзеляжем появился обтекатель. Добавлены дополнительные топливные баки для увеличения времени полета Ан-30.
Первый прототип вариации 30А был представлен конструкторами в начале 1967 года на таганрогском заводе. В августе того же года самолет совершил короткий полет, после чего было проведено более 30 тестовых вылетов. К 1968 году была создана модель 30Б, на которой было выполнено 13 полетов. Заводские испытания завершились в июле, после чего самолет был передан на государственную проверку. В феврале 1970 года эксперты из ГосНИИ ГА начали тестирование Ан-30 вариации 30А.
Результаты испытаний были неоднозначными. Самолет положительно отметили, подтвердив его большие преимущества над предыдущими моделями этого класса. Была дана также высокая оценка установленному оборудованию и возможностям, касающимся проведения аэрофотосъемки. Однако у Ан-30 был выявлен серьезный недостаток. Он заключался в нехватке топлива.
Эксперты считают, что его можно было увеличить на 10-20%. Были высказаны замечания относительно приборов и рабочих мест экипажа, но самолет был рекомендован к серийному производству с выполнением аэрофотосъемок малых и средних масштабов для гражданских или военных целей.
В 1971 году началось серийное производство первых образцов в конструкторском бюро. Для этого выбрали авиационный завод в Киеве. Всего было произведено 124 самолета, часть из которых была предназначена на экспорт. Ан-30 был впервые представлен на международной выставке в Париже в 1975 году. Позже были разработаны несколько модификаций, расширяющих возможности самолета.
Технические и летные характеристики Ан-30
Ан-30 оснащен базовой версией экипажа в 7 человек. Его длина составляет 24,26 м, высота – 8,32 м. Размах крыла – 29,2 м² при площади 74,98 м². Вес пустого самолета без аппаратуры – 15,59 т. Максимальная взлетная и посадочная масса ограничена 23 т. Фотографическое оборудование может весить до 650 кг.
Ан-30 имеет два двигателя АИ-24ВТ мощностью 2820 л. с. и один РУ-19А-300 с тягой 800 кгс. Максимальная скорость самолета достигает 540 км/ч, а крейсерская скорость составляет 435 км/ч. Практический потолок не превышает 8300 м. Дальность полета равна 1240 км, а максимальная дистанция перелета составляет 2630 км. Средний расход топлива — 855 кг/ч. Для взлета необходимо разбег длиной 770 м, а для посадки — пробег до 640 м.
Самолет может летать без ремонта до 4000 часов. Общий ресурс Ан-30 составляет 20000 часов или 10000 вылетов. Необходимо проводить технический осмотр каждые 300 часов полета.
Особенности конструкции самолета
Для создания Ан-30 была выбрана конструкция свободнонесущего моноплана с вертикальным оперением. Крыло, имеющее трапециевидную форму и расположенное на высокой высоте, состоит из центроплана и консолей. Щелевые закрылки находятся в середине крыла, а по краям располагаются выделенные зоны с элеронами, которые оборудованы специальными компенсаторами с триммерами.
У Ан-30 есть свободнонесущее хвостовое оперение с одним килевым элементом. Его шасси имеет трехопорный тип и может быть убрано в специальные ниши во время полета. Ведущая стойка находится в передней части самолета, а две основные расположены под крылом в области силовой установки.
Турбовинтовые двигатели АИ-24 установлены в специальных гондолах, которые монтированы внутри центроплана. Они оборудуются винтами с четырьмя лопастями модели АВ-72. Запуск силовой установки производится через независимый турбогенератор ТГ-16. Также на борту присутствует два электрогенератора, обеспечивающих самолет электроэнергией.
Аккумуляторы 12САМ могут быть задействованы в случае аварийной ситуации. Топливные баки расположены внутри крыла и подают топливо в каждый двигатель. В центральной части самолета установлен дополнительный бак, который может вместить 1000 литров топлива. В случае сбоев все баки могут быть объединены в единый блок с помощью крана кольцевания.
Во время полета на самолете имеются две системы противообледенения. Одна использует воздушно-тепловой метод для защиты крыла и двигателей, а другая работает на электричестве и предотвращает образование льда на винтах, лобовых стеклах кабины, аккумуляторах и приемниках давления. Кроме того, на борту самолета есть кислородная система, которая обеспечивает воздухом семь человек и включает в себя специализированные приборы КП-24М, маски, баллоны и манометры.
Гидросистема обеспечивает сворачивание шасси, управление закрылками, торможение и поворот колес самолета, а также запуск других элементов, таких как стеклоочистители. Она работает на основе гидронасосов, установленных на силовой установке. В случае повреждения основной системы, аварийная система осуществляет функции с помощью насосной станции.
Кабина Ан-30
В Ан-30 имеются индивидуальные кабины для летчиков, навигатора и фотографа из воздуха. Все они оборудованы передовой техникой, необходимой для выполнения своих задач. У летчиков имеются обычные штурвалы и другие элементы управления самолетом. Кабина расположена немного выше, для улучшения видимости.
Внизу находится кабина штурмана с большим фонарем, который обеспечивает хорошую видимость. Здесь можно использовать обзор и навигационные приборы, чтобы задать правильное направление полета, определить местоположение при плохой погоде и сделать качественные снимки.
Для проведения аэрофотосъемки предусмотрено место в среднем отсеке самолета, который является герметичным. Внутри отведено пять специальных люков с стеклом, через которые возможно проводить съемку. Люки оборудованы системой обдува теплым воздухом, чтобы предотвратить обледенение и закрываются крышками. Кроме того, в этой же комнате находятся зоны отдыха для членов экипажа, кухонная зона и санузел.
Оборудование
На Ан-30 установлено оборудование для управления и навигации, аналогичное версии на Ан-24. Оно помогает определять местоположение самолета и выбирать правильный маршрут полета. Также на борту есть автопилот, который позволяет осуществлять высококачественную съемку с помощью автоматического управления.
Более новые модели самолетов получили дополнительное оборудование — измеритель угла и путевой скорости, а также новые радиоприемник, передатчик, станцию и переговорное устройство. Также включены радиовысотомеры с специальными компасами. В некоторых модификациях установлена улучшенная навигационная система «Лотос».
Для проведения аэрофотосъемки используются различные фотоаппараты, включая АФА41/7,5, АФА-54/40 и АФА 54/50. Кроме того, используются стабилизатор Н-55, радиовысотомер РВТД-А и статоскоп. В комплект также входят командные приборы, воздушный экспонометр и визиры. В некоторых модификациях устанавливают фотоаппарат АФА-54/15, стабилизатор ТАУ-М и специальный электронный метеорограф. Съемка осуществляется с разными фокусными расстояниями в масштабах от 1 к 3000 до 1 к 200000. Сделанные снимки могут быть обработаны непосредственно во время полета.
Модификации Ан-30
В период создания и действия Ан-30 было разработано семь разных версий. Каждая из них обладает индивидуальными особенностями и преимуществами. Некоторые модификации не прошли серийное производство и выпустились в ограниченном количестве.
Варианты:
- Ан-24ФК – первый прототип самолета, выпущенный для испытаний в 1967 году, соответствовал версии 30А;
- Ан-30А – гражданская модификация, разработанная для выполнения аэрофотосъемки исследовательскими предприятиями;
- Ан-30А-100 – пассажирская версия Ан-30, рассчитанная на перевозку 20 человек на средние дистанции;
- Ан-30Б – военная разведывательная модель, предназначенная для обнаружения врага и изучения нейтральной или вражеской территории;
- Ан-30РР – самолет радиационной разведки, получил специальное оснащение для оценки уровня радиации в воздухе;
- Ан-30М «Метеозащита» – самолет для искусственного управления выпадом осадков с помощью патронов с особым составом;
- Ан-30Д Сибиряк – самолет с дополнительными топливными баками по бокам фюзеляжа и новым оборудованием, предназначен для ледовой разведки на дальних дистанциях.
Самолет базовой модификации в гражданском варианте оказался наиболее популярным, как и задумывали его конструкторы. Некоторые компании до сих пор активно используют его.
Применение
Ан-30 чаще всего использовали для аэрофотосъемки и составления карт. Некоторые самолеты выполняли заказы для отдельных организаций. 33 самолета модификации 30Б использовались для разведывательных задач. Некоторые из них участвовали в конфликтах в Афганистане и Чечне, помогая не только с разведкой, но и с лазерным наведением на цели.
Один самолет применялся для наблюдения в северных широтах. Три автомобиля использовались для радиационной разведки на ядерных полигонах. А начиная с 1990 года некоторые Ан-30 использовались для оценки и контроля военных объектов по всей Европе в соответствии с международным договором. После демонтажа фотосъемочного оборудования самолеты могут быть использованы в качестве транспортных.
Эксплуатанты
По данным реестра, на текущий момент в эксплуатации находятся 36 самолетов разных видов. Большинство, а именно 21, из них являются Ан-30 и используются российскими организациями. В других странах самолеты используются лишь в отдельных случаях.
Основные эксплуатанты (единиц):
- ВВС РФ – 15;
- ВВС КНР – 3;
- ВВС Украины – 3;
- ВВС Румынии – 2;
- ВВС Судана – 2;
- ЛИАЦ – 2;
- «Аэрострой» – 2;
- ВВС Болгарии – 1;
- МЧС Украины – 1;
- Green Flag Aviation – 1;
- ДОСААФ – 1;
- Летные проверки и системы – 1.
Информации о двух самолетах, принадлежащих неизвестным компаниям, нет. Ан-30 перестали производить в 1979 году и новых самолетов не ожидается. Несмотря на небольшой объем производства, он пользовался спросом и был популярен.
Ан-30 остается одним из наилучших проектов советских конструкторов. Многие структуры до сих пор используют этот самолет для аэрофотосъемки местности. Несмотря на моральное устаревание, он безупречно выполняет свои функции и не нуждается в замене на современный аналог.
Ан-8 пошел в серию на Ташкентском авиазаводе. С 1959 года самолет ста поступать в военные части. Самолет серийно производили по 1961 год, было собрано 151 самолет. Осваивали самолет весьма непросто. Из-за ошибок при пилотировании разбились пять машин за три года. Но Ан-8 демонстрировал хорошие технические характеристики: у него была возможность взлетать с раскисшей взлетно-посадочной полосы и «сложных» аэродромов.
Many thanks, this site is extremely valuable.