Самолеты

Транспортно-пассажирский самолёт Ан-28

Ан-28 – это легкий пассажирский самолет, который был создан на основе Ан-14 «Пчелка». Его целью было заменить устаревший Ан-2, который выполнял рейсы на местных авиалиниях, протяженность которых не превышала 2000 км. Одной из отличительных особенностей этой модели является возможность взлета с короткой разбеговой полосы, что упрощает эксплуатацию и позволяет устанавливать авиасообщение с небольшими населенными пунктами, где есть маленькие аэродромы.

История создания Ан-28

Ан-14 «Пчелка» был разработан в 1958 году и имел два двигателя. Однако, несмотря на усилия конструкторов, модель не получила широкой популярности и не смогла заменить устаревший Ан-2. Основной проблемой стали двигатели, которые не обладали достаточной мощностью — каждый из них выдавал всего 600 л.с., что было недостаточно для использования в легкой авиации.

Самолет Ан-14 "Пчелка"
Самолет Ан-14 «Пчелка»

К середине 1960 годов конструкторы принялись решать эту проблему путем модифицирования самолета. Новая версия получила название Ан-14М. Она отличалась улучшенными двигателями и удлиненным фюзеляжем. При проработке варианты используемой силовой установки несколько раз менялись, что создало ряд проблем и привело к затягиванию сроков. Предполагалось воспользоваться моторами ГТД-550СА, способными обеспечить машину мощностью до 640 л. с. На таком решении настаивало Министерство обороны, заставляя ОКБ отказаться от рассматриваемых Astazou XII и Oredon.

Самолет Ан-14М
Самолет Ан-14М

Потребность во множестве изменений в новой версии Ан-14 привела к тому, что конструкторам пришлось превратить работу в полноценный проект. Помимо удлинения фюзеляжа и замены двигателей, были добавлены дополнительные улучшения. Воздушное судно получило продвинутую конструкцию крыла, переработанные стойки шасси и новое хвостовое оперение. В 1968 году было принято решение выбрать силовую установку ТВД-850 и провести первый тестовый полет. В то время самолет получил окончательное название, став новым Ан-28.

Самолет Ан-28
Самолет Ан-28

Начавшиеся сразу после полета тесты проекта затянулись из-за нехватки финансирования. Для устранения недостатков было необходимо пересмотреть несколько раз самолет. Все работы были закончены только в 1973 году. После очередного тестового полета инженеры заменили двигатели на ТВД-10Б.

В 1975 году опытный Ан-28 начал полноценные испытания на новой силовой установке, в рамках которых были проведены полеты в различных условиях, включая Арктику и Антарктику.

Серийное производство на территории СССР планировалось запустить к 1986 году, но уже к 1984 лицензия на создание машин этой модели была передана PZL Mielic, расположенному в Польше. Всего было выпущено 198 самолетов. К 1992 году польская сторона создала модификацию для Ан-28 с улучшенными двигателями и авионикой, дав ей название PZL M28.

Какой самолет лучше?
Ан-14Ан-28

Летные и технические характеристики самолета

Ан-28 имеет большую вместимость, чем базовый Ан-14, за счет увеличения размеров. Его высота составляет 4,9 м при длине 13,1 м, размах крыла — 22,06 м, а площадь крыла — 39,7 м². Салон может вместить до 17 пассажиров при габаритах 1,74×5,26×1,6м. Экипаж состоит из одного или двух человек. Вес самолета Ан-28 без нагрузки не превышает 3,9 т, а максимальная масса при посадке ограничена 6,5 т, коммерческая масса может достигать 1,75 т.

Летные и технические характеристики самолета Ан-28
Летные и технические характеристики самолета Ан-28

На борту самолета установлены два турбовинтовых двигателя ТВД-10Б, мощность которых составляет 960 л.с. Расход топлива составляет до 300 кг в час. Максимальная скорость самолета может достигать 355 км/ч, а крейсерская скорость — 300 км/ч. Высота полета ограничена до 7000 м, а дальность полета зависит от нагрузки и может колебаться от 700 до 1250 км. Для взлета необходим разбег длиной 270 м, а для посадки — пробег до 197 м.

Описание конструкции Ан-28

Самолет выполнен по схеме подкосного высокоплана с двухкилевым вертикальным оперением, что позволило ему получить высокие аэродинамические свойства. Планер собран из алюминиевых сплавов. Отдельные элементы производились с применением высокопрочной стали и композитных материалов.

Чертеж Ан-28

Фюзеляж разделен на три части: носовую, среднюю и хвостовую. В первой расположена кабина пилотов, оборудованная обогреваемым фонарем. Во второй размещена пассажирская зона с бытовым отсеком. На Ан-28 весь салон может быть быстро пересобран в грузовую кабину. В задней части фюзеляжа установлен двухстворчатый входной люк. При посадке пассажиров используется только левая створка. Если требуется произвести погрузочно-разгрузочные работы, то открываются обе. Также может быть применен кран с балкой, поднимающий до 500 кг.

Кессонное крыло с двумя лонжеронами включает в себя прямоугольный центроплан с двумя трапециевидными консолями, которые закреплены на шасси с двумя подкосами. Свободнонесущее хвостовое оперение имеет два киля и стабилизатор. Каждое полукрыло содержит два топливных бака, общий объем которых равен 1960 литрам.

Схема самолета Ан-28

Шасси самолета имеет три опоры. Передняя опора типа полурычажного имеет одно нетормозное колесо размером 59,5×18,5 см. Две основные опоры расположены под крылом и оборудованы по одному колесу каждая. Они относятся к рычажному типу, оснащены дисковыми тормозами и имеют размеры 72×32 см. Передняя опора может управляться пилотом, что дает возможность задавать направление движения самолета по земле.

У силовой установки Ан-28 имеется два турбовинтовых двигателя ТВД-10Б мощностью 960 л. с. Они относятся к двухроторному типу, имеют осевой компрессор и оснащены трехлопастным винтом модели АВ-24АН с изменяемым шагом и реверсивным режимом диаметром 2,8 метра. Электростартер, который запускает двигатель, питается бортовыми аккумуляторами, генератором или наземными источниками. Два ГТ16ПЧ8 обеспечивают основное питание во время полета.

Описание конструкции Ан-28

Механизация крыла, торможение и поворот передней стойки шасси осуществляются гидравлической системой. Управление элеронами и рулями осуществляется с помощью механических элементов. Электродистанционная система используется для триммеров, а для закрылок с интерцепторами — электрогидравлическая. На борту имеется необходимое оборудование для радиосвязи и навигации. Противообледенительная система обеспечивает возможность полетов в плохих погодных условиях.

Короткий разбег — отличительное преимущество

Было разработано крыло с двумя лонжеронами, которое имеет большой размах. Оно оснащено механизмами, которые учитывают многие факторы полета, такие как выдвижные закрылки, автоматические предкрылки, элероны и интерцепторы. Когда самолет летит на малой скорости, он не сваливается, а просто опускает нос и начинает набирать высоту. Если один из двигателей выходит из строя, крен не увеличивается даже при медленном движении.

Преимущества Ан-28

Благодаря современной технологии самолет может подниматься и садиться на крутой траектории, что дает ему превосходство перед конкурентами. Кроме того, он способен летать под большими углами атаки и устойчиво летать при плохих погодных условиях.

Модификации самолета

Конструкторы начали разработку модификаций для Ан-28 сразу после его выпуска. Целью было расширение возможностей самолета и повышение его популярности. Каждая модификация, включая базовую модель, может быть оснащена водными поплавками или лыжным шасси.

Модификации самолета Ан-28

Модификации:

  • Ан-28А – арктическая, получившая увеличенный запас топлива, предназначена для выполнения полетов над северными широтами;
  • Ан-28Б1 – транспортно-десантный самолет, разработанный для вооруженных сил, может применяться гражданскими для грузоперевозок;
  • Ан-28RM – патрульно-спасательная модель, предназначенная для патрулирования границ и поиска пострадавших при стихийных бедствиях, оборудована специальной РЛС;
  • Ан-28B1R – самолет для морского патрулирования, оснащенный улучшенной бортовой радиолокационной станцией под обтекателем фюзеляжа;
  • Ан-28B2 – версия для ведения радиоэлектронной борьбы с помощью специального оборудования;
  • Ан-28TD – польская модификация транспортно-десантного типа, самолет предназначен для перевозки грузов и десантирования военных;
  • M-28 «Скайтрек» – новый вариант, разработанный польскими конструкторами на базе Ан-28.

Производство Ан-28 на территории СССР было закрыто вскоре после его начала. Польский вариант в лице M-28 продолжает выпускаться до сих пор. Несмотря на устаревание, он отлично справляется со своими задачами.

Эксплуатанты

Ан-28 может применяться для выполнения множества различных задач. Поэтому самолет получил спрос сразу после выхода на рынок. Он находился в эксплуатации у нескольких десятков стран, причем использовался как гражданскими, так и военными структурами. Самыми крупными эксплуатантами стали Аэрофлот и WSK-Mielec, использовавшие 148 и 106 машин соответственно. Последняя также применяла M-28.

Эксплуатанты самолета Ан-28
Самолет Ан-28 ДОСААФ

К 2020 году число Ан-28, находящихся в эксплуатации, сократилось. Основными операторами являются:

  • ООО «СиЛА» – 5;
  • ВМФ Польши – 3;
  • ДОСААФ РФ – 3.

Если учитывать польский вариант M-28, то количество использующихся самолетов намного выше. Основным эксплуатантом являются ВВС Польши, применяющие 23 машины. По 11 также используются польскими ВМФ и Национальной гвардией Венесуэлы.

Самолеты-аналоги

К аналогам Ан-28 можно отнести польский M-28 и советский Ан-38, которые были разработаны на базе этой модели. Они имеют незначительные отличия и частично превосходят базовый вариант самолета.


Аналоги:

  1. M-28. Самолет начал выполнять полеты в 1993 году. Его главным отличием от Ан-28 стали замененные двигатели на Pratt & Whitney PT6A-65B, обладающие мощностью 1100 л. с. При этом M-28 продавался по сниженной цене, что привлекло к нему большое внимание.
  2. Ан-38. Впервые выполнил полет в 1994 году. Он крупнее базового Ан-28, внутри стало помещаться до 27 человек или 2,5 тонн груза. На самолет установили два ТВД-20-03, которые выдают мощность до 1500 л. с.

Конкуренцию Ан-28 составляли L-410 и DHC-6. Первый был разработан в Чехии и начал выполнять полеты с 1971 года. Самолет вмещает до 17 пассажиров и работает на двух двигателях Walter M601A, имеющих мощность 690 л. с. DHC-6 начал летать с 1965 года. Он способен перевозить до 20 человек. Его силовая установка представлена двумя Pratt & Whitney PT6A-27, мощность которых достигает 750 л. с.

Ан-28 – легкий советский самолет, который должен был заменить устаревшие Ан-14. Его разработка сопровождалась сложностями и затянулась на длительное время, после чего лицензия на производство вообще была передана польскому заводу. Ан-28 получил некоторую популярность, но уже в лице улучшенного M-28, представленного Польшей. Базовая версия используется до сих пор, но уже давно требует списания.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах