Транспортно-пассажирский самолёт Ан-28

СОДЕРЖАНИЕ
0
110 просмотров
15 апреля 2020

Ан-28 – легкий пассажирский самолет, разработанный на базе Ан-14 «Пчелка». Он предназначался для замены устаревшего Ан-2, выполнявшего рейсы на местных авиалиниях, протяженность которых не превышала 2000 км. Примечательной особенностью модели стала возможность взлетать с коротким разбегом, что упрощало эксплуатацию машины и позволяло установить авиасообщение с небольшими населенными пунктами с малыми аэродромами.

История создания Ан-28

Двухмоторный Ан-14 «Пчелка» был представлен в 1958 году. Несмотря на большие усилия конструкторов, он не смог получить популярности и не заменил Ан-2, который морально устарел. Главной проблемой модели стали двигатели, не обладающие достаточной мощностью. Обе установки могли выдать лишь 600 л. с., чего было недостаточно даже для легкой авиации.

Самолет Ан-14 "Пчелка"

Самолет Ан-14 «Пчелка»

К середине 1960 годов конструкторы принялись решать эту проблему путем модифицирования самолета. Новая версия получила название Ан-14М. Она отличалась улучшенными двигателями и удлиненным фюзеляжем. При проработке варианты используемой силовой установки несколько раз менялись, что создало ряд проблем и привело к затягиванию сроков. Предполагалось воспользоваться моторами ГТД-550СА, способными обеспечить машину мощностью до 640 л. с. На таком решении настаивало Министерство обороны, заставляя ОКБ отказаться от рассматриваемых Astazou XII и Oredon.

Самолет Ан-14М

Самолет Ан-14М

Количество предполагаемых изменений в новой версии Ан-14 привело к тому, что конструкторам пришлось перевести работу в полноценный проект. К удлинению фюзеляжа и замене двигателей добавились дополнительные улучшения. Самолет получил продвинутую конструкцию крыла, переработанные стойки шасси и новое хвостовое оперение. К 1968 году было решено выбрать силовую установку в лице ТВД-850 и выполнить первый тестовый полет. Тогда же самолет получил свое окончательное название, став новым Ан-28.

Самолет Ан-28

Самолет Ан-28

Стартовавшие сразу после полета испытания затянулись, так как проекту не хватало финансирования. Самолет требовалось несколько пересмотреть, избавившись от ряда недостатков. Все работы были выполнены лишь к 1973 году. После очередного испытательного полета конструкторы заменили двигатели на ТВД-10Б.

Опытный Ан-28 взлетел на новой силовой установке в 1975 году, что стало стартом полноценных испытаний. Они проводились в различных условиях, включая полеты над Арктикой и Антарктикой.

Серийное производство на территории СССР планировалось запустить к 1986 году, но уже к 1984 лицензия на создание машин этой модели была передана PZL Mielic, расположенному в Польше. Всего было выпущено 198 самолетов. К 1992 году польская сторона создала модификацию для Ан-28 с улучшенными двигателями и авионикой, дав ей название PZL M28.

Какой самолет лучше?
Ан-14Ан-28

Летные и технические характеристики самолета

Ан-28 стал несколько крупнее базового Ан-14, что позволило добиться большей вместимости. Он имеет высоту 4,9 м при длине 13,1 м. Площадь крыла составляет 39,7 м², размах – 22,06 м. Салон, габариты которого равны 1,74×5,26×1,6 м, может вмещать до 17 пассажиров. Экипаж состоит из одного или двух человек. Вес самолетов Ан-28 без нагрузки не превышает 3,9 т. Максимальная масса при посадке ограничивается 6,5 т, коммерческая  может достигать 1,75 т.

Летные и технические характеристики самолета Ан-28

Летные и технические характеристики самолета Ан-28

На борту установлено два турбовинтовых двигателя ТВД-10Б, обладающих мощностью 960 л. с. Они затрачивают до 300 кг топлива в час. Самолет может разгоняться до 355 км/ч, его крейсерская скорость равна 300 км/ч. Предельная высота полета ограничена 7000 м. Дальность зависит от нагрузки и может варьироваться от 700 до 1250 км. При взлете потребуется разбег длиной 270 м, при посадке – пробег до 197 м.

Описание конструкции Ан-28

Самолет выполнен по схеме подкосного высокоплана с двухкилевым вертикальным оперением, что позволило ему получить высокие аэродинамические свойства. Планер собран из алюминиевых сплавов. Отдельные элементы производились с применением высокопрочной стали и композитных материалов.

Чертеж Ан-28

Фюзеляж разделен на три части: носовую, среднюю и хвостовую. В первой расположена кабина пилотов, оборудованная обогреваемым фонарем. Во второй размещена пассажирская зона с бытовым отсеком. На Ан-28 весь салон может быть быстро пересобран в грузовую кабину. В задней части фюзеляжа установлен двухстворчатый входной люк. При посадке пассажиров используется только левая створка. Если требуется произвести погрузочно-разгрузочные работы, то открываются обе. Также может быть применен кран с балкой, поднимающий до 500 кг.

Двухлонжеронное крыло относится к кессонному типу. В него входят прямоугольный центроплан с 2-мя трапециевидными консолями. Оно оборудовано двумя подкосами, которые закреплены на шасси. Свободнонесущее хвостовое оперение выполнено в двухкилевом виде. Имеет стабилизатор и двухлонжеронные кили. В каждом полукрыле размещено по два топливных бака, общая вместимость которых составляет 1960 л.

Схема самолета Ан-28

Шасси состоит из трех опор. Передняя относится к полурычажному типу и имеет одно нетормозное колесо. Размеры последнего составляют 59,5×18,5 см. Две основные опоры располагаются под крылом. Каждая также оборудована только одним колесом, которое относится к рычажному типу, оснащается дисковыми тормозами и имеет размеры 72×32 см. Передняя стойка может управляться пилотом, что позволяет задавать направление движения самолета по земле.

Силовая установка Ан-28 состоит из двух турбовинтовых ТВД-10Б, мощность которых достигает 960 л. с. Двигатели относятся к двухроторному типу и имеют осевой компрессор. Каждый оборудуется трехлопастным винтом модели АВ-24АН с изменяемым шагом и реверсивным режимом. Диаметр лопастей равен 2,8 м. Старт двигателя производится с помощью электростартера, который питается бортовыми аккумуляторами, генератором или наземными источниками. Основное питание при полете – два ГТ16ПЧ8.

Описание конструкции Ан-28

Гидравлическая система отвечает за работу механизации крыла, торможение и поворот передней стойки шасси. Управление рулями и элеронами производится вручную с помощью механических элементов. Триммеры оборудованы электродистанционной системой, закрылки с интерцепторами – электрогидравлической. На борту присутствует все необходимое для радиосвязи и навигации оборудование. Противообледенительная система позволяет выполнять полеты при плохих погодных условиях.

Короткий разбег — отличительное преимущество

Двухлонжеронное крыло получило большой размах. Его механизация была выполнена с учетом многих факторов полета. Она состоит из выдвижных закрылков, автоматических предкрылок, элеронов и интерцепторов. При полете на малой скорости самолет не сваливается, а лишь опускает нос и начинает набор. Если происходит отказ одного двигателя, то крен не увеличивается даже во время медленного движения.

Преимущества Ан-28

Продвинутая механизация позволяет самолету взлетать и приземляться по довольно крутой траектории, что дает ему преимущество над конкурентами. Также он способен выполнять полеты при больших углах атаки и стабильно планировать при неблагоприятных метеорологических условиях.

Модификации самолета

Вскоре после выпуска Ан-28 конструкторы занялись проработкой модификаций. Они должны были расширить возможности самолета и сделать его более востребованным. Каждая из них, включая базовую модель, может оборудоваться водными поплавками или лыжными шасси.

Модификации самолета Ан-28

Модификации:

  • Ан-28А – арктическая, получившая увеличенный запас топлива, предназначена для выполнения полетов над северными широтами;
  • Ан-28Б1 – транспортно-десантный самолет, разработанный для вооруженных сил, может применяться гражданскими для грузоперевозок;
  • Ан-28RM – патрульно-спасательная модель, предназначенная для патрулирования границ и поиска пострадавших при стихийных бедствиях, оборудована специальной РЛС;
  • Ан-28B1R – самолет для морского патрулирования, оснащенный улучшенной бортовой радиолокационной станцией под обтекателем фюзеляжа;
  • Ан-28B2 – версия для ведения радиоэлектронной борьбы с помощью специального оборудования;
  • Ан-28TD – польская модификация транспортно-десантного типа, самолет предназначен для перевозки грузов и десантирования военных;
  • M-28 «Скайтрек» – новый вариант, разработанный польскими конструкторами на базе Ан-28.

Производство Ан-28 на территории СССР было закрыто вскоре после его начала. Польский вариант в лице M-28 продолжает выпускаться до сих пор. Несмотря на устаревание, он отлично справляется со своими задачами.

Эксплуатанты

Ан-28 может применяться для выполнения множества различных задач. Поэтому самолет получил спрос сразу после выхода на рынок. Он находился в эксплуатации у нескольких десятков стран, причем использовался как гражданскими, так и военными структурами. Самыми крупными эксплуатантами стали Аэрофлот и WSK-Mielec, использовавшие 148 и 106 машин соответственно. Последняя также применяла M-28.

Эксплуатанты самолета Ан-28

Самолет Ан-28 ДОСААФ

К 2020 году количество Ан-28, которые выполняют полеты, значительно сократилось. Основными эксплуатантами выступают (самолетов):

  • ООО «СиЛА» – 5;
  • ВМФ Польши – 3;
  • ДОСААФ РФ – 3.

Если учитывать польский вариант M-28, то количество использующихся самолетов намного выше. Основным эксплуатантом являются ВВС Польши, применяющие 23 машины. По 11 также используются польскими ВМФ и Национальной гвардией Венесуэлы.

Самолеты-аналоги

К аналогам Ан-28 можно отнести польский M-28 и советский Ан-38, которые были разработаны на базе этой модели. Они имеют незначительные отличия и частично превосходят базовый вариант самолета.

Аналоги:

  1. M-28. Самолет начал выполнять полеты в 1993 году. Его главным отличием от Ан-28 стали замененные двигатели на Pratt & Whitney PT6A-65B, обладающие мощностью 1100 л. с. При этом M-28 продавался по сниженной цене, что привлекло к нему большое внимание.
  2. Ан-38. Впервые выполнил полет в 1994 году. Он крупнее базового Ан-28, внутри стало помещаться до 27 человек или 2,5 тонн груза. На самолет установили два ТВД-20-03, которые выдают мощность до 1500 л. с.

Конкуренцию Ан-28 составляли L-410 и DHC-6. Первый был разработан в Чехии и начал выполнять полеты с 1971 года. Самолет вмещает до 17 пассажиров и работает на двух двигателях Walter M601A, имеющих мощность 690 л. с. DHC-6 начал летать с 1965 года. Он способен перевозить до 20 человек. Его силовая установка представлена двумя Pratt & Whitney PT6A-27, мощность которых достигает 750 л. с.

Ан-28 – легкий советский самолет, который должен был заменить устаревшие Ан-14. Его разработка сопровождалась сложностями и затянулась на длительное время, после чего лицензия на производство вообще была передана польскому заводу. Ан-28 получил некоторую популярность, но уже в лице улучшенного M-28, представленного Польшей. Базовая версия используется до сих пор, но уже давно требует списания.

Комментировать
0
110 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно