Самолеты

Гигантский самолет Ан-225 Мрия

Советский транспортный самолет Ан-225 был создан для программы освоения космоса. Его прозвали «Мрия», что переводится с украинского как «Мечта». Главными характеристиками самолета являются его размеры и вместительный грузовой отсек. Ан-225 может перевозить практически любой груз, включая тяжелую технику и мобильные объекты инфраструктуры.

История создания и кооперация советских заводов

С 1950 года конкуренция между СССР и США в области освоения космоса непрерывно росла. Однако с появлением долговременных космических станций она достигла нового уровня, заставив обе страны вкладывать еще больше средств в исследования космоса. В 1970-х годах стало очевидно, что использование одноразовых ракет для отправки грузов и персонала в космос неэффективно с финансовой точки зрения.

Гигантский самолет Ан-225 Мрия

Разработка многоразовых космических кораблей, способных совершать регулярные полеты до космических станций, возникла из-за необходимости. Проекты были разработаны как советскими, так и американскими учеными, что усиливало конкуренцию и напряженность в отношениях между странами.

В СССР была представлена специальная программа, которая подразумевала создание компонентов космического корабля на разных площадках и их дальнейшую сборку на «Байконуре». Сам аппарат назывался «Буран», а ракета-носитель получила наименование «Энергия». Предполагалось, что корабль сможет приземляться на любых аэродромах на территории страны. Однако его обратная транспортировка на космодром была большой проблемой.

История создания АН-225

Было предложено решение с использованием тяжелого самолета для доставки компонентов для строительства космического корабля и его перевозки на базу. Позже возникла идея обеспечения горизонтального взлета космического корабля при помощи авиации.

В 1980-х годах Антоновское конструкторское бюро предложило государству создать новый самолет на базе Ан-124 с высокой грузоподъемностью. К 1984 году проект был готов и получил название Ан-225 «Мрия». Разработка велась под руководством Толмачева с участием многих сторонних компаний.

Кооперация советских заводов по созданию самолета АН-225

Ташкентский механический завод, Ульяновский АПК имени Устинова и Киевское авиационное производственное объединение, включая ОКБ им. Антонова, занимались созданием корпуса. МИЭА, АО «Мотор Сич», НОАО «Гидромаш» и ВАСО выпускали отдельные компоненты. Совместные усилия значительно ускорили работу.

Первый образец самолета был представлен осенью 1988 года. Сразу же начались его заводские испытания. В середине декабря Ан-225 впервые поднялся в воздух, выполнив успешный полет. В феврале самолет официально показали публике на аэродроме в Киеве. Весной его привезли для демонстрации на парижскую авиационную выставку, где он был представлен с «Бураном», закрепленным поверх корпуса.

Ан-225 Мрия: технические характеристики самолета

В мире существует только один самолет «Мрия», который был выпущен в 1988 году. Несмотря на быструю скорость строительства, он был создан с опозданием по отношению к проекту «Буран», что негативно сказалось на интересе государства к нему. Второй самолет был почти собран, но его строительство было заморожено в 1990 году.

Вы летали на самолете АН-225 МРИЯ?
ДаНет

Технические характеристики Ан-225

Размеры самолета Ан-225 остаются недостижимыми для других транспортных авиалиний. Длина самолета составляет 84 м, высота – 18,2 м. Размах крыла равен 88,4 м при общей площади 905 м². Вес Ан-225 без нагрузки составляет 250 т, а максимальный взлетный вес ограничен 640 т. Масса горючего на борту достигает 300 т, а грузоподъемность при полных топливных баках составляет 250 т.

Гигантский самолет Ан-225 Мрия

Ан-225 «Мрия» летает на шести двигателях Д-18Т, с тягой 23430 кгс, что позволяет разгоняться до 850 км/ч. Максимальная дальность полета составляет 15400 км, но с увеличением нагрузки она сокращается. Например, при наличии 200 т полезного груза, дальность составляет не более 4000 км. Практический потолок ограничен 12000 м.

Ан-225 должен пройти разбег и пробег в 2400 метров с полной нагрузкой, что увеличится до 3500 и 3300 метров соответственно. Расход топлива не превышает 0,63 кг/(кгс·ч). Ресурс самолета составляет 6000 часов.

Функции и возможности

Летательный аппарат был спроектирован с акцентом на его точное использование в космической программе. Но он стал полноценным транспортным самолетом и способен выполнить множество различных задач.

Функции и возможности самолета АН-225

Основные функции и возможности Ан-225:

  • транспортировка грузов общей массой до 250 тонн;
  • беспосадочная перевозка до 200 тонн в пределах одного континента;
  • межконтинентальная переброска весом до 150 т;
  • перевозка грузов весом до 200 тонн, зафиксированных с внешней стороны фюзеляжа;
  • запуск космического аппарата во время полета.

Внутри самолета можно разместить 16 контейнеров УАК-10 или 50 легковых автомобилей. Кроме того, разрешается перевозить большие предметы, такие как компоненты электростанций и заводов.

Рекорды

Ан-225 – самый большой самолет в мире, что уже является рекордом. Единственная машина, превзошедшая его по размаху крыла, в лице H-4 Hercules осталась прототипом и не стала серийной.

Рекорды АН-225

Ан-225 имеет впечатляющие достижения в области грузоподъемности. В 1989 году он установил 110 международных рекордов, перевозив груз весом 156,3 тонны. Кроме того, Ан-225 также справился с перевозкой самого длинного объекта — двух лопастей ветряной электростанции длиной до 42,1 метров. Рекорд по нагрузке за один полет составляет 253,8 тонны, а максимальный вес моногруза, который когда-либо перевозился, составил 187,6 тонн. Последнее достижение было связано с перевозкой генератора с вспомогательной установкой для электростанции из Германии в Армению.

Самолет Ан-225 «Мрия» установил свыше 250 мировых рекордов, которые трудно побить другим современным воздушным судном.

Конструкция

Самолет Ан-225 выполнен по классической схеме высокоплана и имеет продвинутые аэродинамические характеристики, сравнимые с пассажирской авиацией. Он базируется на узлах Ан-124, но является более крупным и технологичным. Фюзеляж имеет внешнюю обшивку и двойное хвостовое оперение. Из-за жесткости корпуса в конструкции не предусмотрен задний погрузочный люк.

Конструкция самолета АН-225

Крыло Ан-225 расположено в верхней части фюзеляжа и имеет небольшой угол стреловидности. Его механизация идентична версии от Ан-124. На крыле установлены шесть турбореактивных двигателей модели Д-18Т. На борту имеются две вспомогательные силовые установки ТА-12, размещенные внутри обтекателей шасси. Каждый двигатель оснащен гидронасосами и генераторами, которые обеспечивают подачу электроэнергии к бортовому оборудованию.

Внутри самолета расположены 13 кессонных баков для топлива, встроенных в центроплан и крылья. Возможно использование ТС-1 или РТ в качестве горючего. Заправка самолета зависит от опыта сотрудников аэропорта и может занять до 1,5 дней.

Самолет Ан-225 «Мрия» чертеж
Самолет Ан-225 «Мрия» чертеж

32 колеса находятся на шасси, которое делится на три зоны. Носовая опора имеет две двухколесных стойки, которые могут поворачиваться, чтобы указать направление движения самолета на земле, и опускаться для облегчения погрузочно-разгрузочных работ.

В середине корпуса находятся две главные опоры, которые имеют по семь двухколесных стоек. Четыре из них могут поворачиваться, что позволяет уменьшить радиус поворота автомобиля. Масса самолета существенно влияет на срок эксплуатации шасси, так как шины имеют ресурс до 90 посадок.

Эксплуатация

Авиалайнер Ан-225 предназначался изначально для перевозки компонентов ракет-носителей и космических аппаратов. Однако, к моменту его выпуска, большая часть необходимой работы уже была выполнена, и поэтому его участие в космических программах было минимальным. Тем не менее, эксплуатация самолета продолжалась.

Эксплуатация АН-225 Мрия

В 1994 году Ан-225 был снят с эксплуатации и разобран на части, из-за чего лишился двигателей и некоторого оборудования, которые были использованы для Ан-124. Однако, к 2000 году самолет стал вновь востребованным и украинские предприятия начали его восстановление и доработку до современного уровня. В мае 2001 года Ан-225 получил сертификаты и начал выполнять коммерческие полеты в качестве транспортника.

Самолет Ан-225

Самолет Ан-225 использовали для различных задач, включая гуманитарные операции, такие как доставка электрогенераторов в Самоа после цунами и перевозка строительной техники в Гаити после землетрясения. В 2016 году он перевез генератор массой 117 тонн из Украины до Австралии с промежуточными посадками в Чехии, Туркмении, Индии и Куала-Лумпур. Общее расстояние полета составило 15500 км. Того же года на «Мрии» доставили электротурбину весом 155 тонн в Бразилию, общий вес груза составил 182 т.

14 ноября 2016 года один двигатель воспламенился при посадке в Германии. Самолет был быстро восстановлен и вновь встал на эксплуатацию. В 2020 году Ан-225 продолжает выполнять полеты с транспортировкой различных грузов. Среднегодовая наработка составляет 204 часа.

Перспективы

Ан-225 был улучшен в 2009 году, что позволяет ему без проблем выполнять полеты и заниматься коммерческими перевозками. Его срок службы заканчивается в 2033 году, после чего потребуется серьезная модернизация. До этого момента самолет будет продолжать выполнять свои задачи.

Второй Ан-225 был заморожен еще в 1990 годах, несмотря на наличие почти готового корпуса. В 2000 годах конструкторы пытались возобновить строительство машины, но найти потенциального покупателя, который бы сразу оплатил окончание сборки с последующими тестами, не удалось. Оценочная стоимость ввода самолета в эксплуатацию составляет 120 млн долларов. Летом 2016 интерес ко второму образцу Ан-225 проявила китайская фирма AICC. Однако уже через год она отказалась от приобретения, так как масса самолета не позволяет эксплуатировать его на большинстве аэродромов.

Перспективы Ан-225 остаются неоднозначными. Действующая модель продолжает использоваться и, вероятнее всего, отработает свой срок службы. Но новые машины выпускаться уже не будут. Вероятность того, что к самолету появится интерес, крайне мал.

«Ан-225 — впечатляющий проект советских конструкторов. Его габариты и грузоподъемность позволяют транспортировать любые грузы. В случае реализации проекта «Буран», «Мрию» использовали бы для старта космических аппаратов, что могло бы увеличить спрос на него. Сейчас самолет не имеет больших перспектив и эксплуатируется только в единственном экземпляре.»

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах