Ан-2 Самолеты

Обзор Ан-2: уникальный кукурузник, который не входит в штопор

Ан-2 — легендарный самолет, который имеет множество прозвищ, таких как «кукурузник», «аннушка» и «жеребенок». Этот самолет был очень любим Н. С. Хрущевым. Более шести десятилетий он производился в серийном производстве не только на территории СССР, но и в других странах, таких как Польша и Китай. Благодаря О. К. Антонову, этот самолет оказался очень устойчивым и многофункциональным.

История создания самолёта

Над проектом нового летательного аппарата советские конструкторы работали ещё до начала войны. Руководил ОКБ молодой ленинградский изобретатель О. К. Антонов. Взамен устаревшего биплана По-2 решили создать новый самолёт, напоминающий немецкий Fieseler 156 «Storch». Началась война, работы над проектом были отложены. Конструкторы вернулись к разработке нового летательного аппарата только в 1946 году.

 По-2
По-2

Антонов возглавил проектирование нового самолёта в своём ОКБ, расположенном на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова. Прототип будущего Ан-2 был создан для выполнения сельскохозяйственных работ. Новый летательный аппарат был прост и надёжен, способен садиться на любые площадки. В 1947 году СХА 1 взлетел в небо впервые. Лётчик-испытатель Володин выполнен несколько кругов над аэродромом, пробыл в небе 30 минут и удачно приземлился на ВПП.

Олег Константинович Антонов
Олег Константинович Антонов

Использование двигателя АШ-62ИР вместо Швецова привело к улучшению аэродинамики нового самолета. Это привело к повышению аэродинамического качества летательного аппарата. Новый двигатель имел мощность 1000 л.с. и грузоподъемность 840 кг, но его летные параметры остались прежними. В 1947-1948 годах были проведены государственные испытания нового воздушного судна, которое совершило несколько посадок и перелетело в Подмосковье.

АШ-62ИР
АШ-62ИР

В 1949 г. Ан был запущен в серийное производство на Киевском авиазаводе. Здесь с 1949 по 1963 гг. выпустили более 3 тыс. машин. В 1959 году открылся ещё один авиазавод (WSK «PZL-Mielec») по производству Ан в Польше. Выпуск Ан-2 продолжался до 2002 года. За это время в Польше было выпущено более 11 тысяч машин. С 1966 по 1971 год около 500 самолётов было изготовлено на заводе в г. Долгопрудный. С 1973 по 2013 Ан производился в Китае. Самолёт попал в Книгу рекордов Гиннеса как первый летательный аппарат, который серийно изготавливался более 60 лет.

Применение

Ан-2 применялся в сельском хозяйстве, для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния. Он также использовался для прыжков с парашютом в тренировочных целях. Самолет мог приземляться на любых ВПП, даже на неподготовленных. Он имел малый разбег и небольшой расход топлива, что позволяло использовать его для полетов в малоосвоенные регионы Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.

На Украине Ан-2 использовали для распыления химикатов на кукурузных полях, поэтому его называли «кукурузником».

Было изготовлено более 18 тыс. самолетов этой марки, некоторые из которых все еще используются.

Ан-2 характеристики

Характеристики

Лётные и технические данные:

  • экипаж — 2 чел.;
  • число авиапассажиров — 12 чел.;
  • грузоподъёмность — 1 500 кг;
  • длина — 12,4 м;
  • высота — 5,35 м;
  • размеры грузового отсека — 4,1х1,8 х1,6 м;
  • размах крыльев — 8,42/5,79 м;
  • площадь крыла — 71,52 кв. м;
  • вес пустого — от 3 400 до 3 690 кг;
  • взлётная масса — от 5 250 до 5 500 кг;
  • дальность полёта — 990 км;
  • взлётная скорость — 80 км/ч;
  • потолок — от 4 200 до 4 500 м;
  • скорость полёта — 236 км/ч;
  • максимальная скорость — 300 км/ч;
  • крейсерская скорость — 180 км/ч;
  • двигатель — АШ 62 ИР;
  • объём топлива — 1 240 л;
  • расход топлива в час — от 140 до 250 кг;
  • расстояние для разбега — 235 м.

Конструкция

Ан-2 — легкий воздушный судно с одним поршневым двигателем АШ-62ИР. Он имеет расчлененное крыло и фюзеляж цельнометаллической полумонокок конструкции. Корпус и каркас крыльев изготовлены из алюминия. Крылья прямые, двухлонжеронные, с поддерживающими стойками внутри коробки крыла.

Конструкция Ан-2
Конструкция Ан-2

У Ана есть винт с четырьмя лопастями, который изначально был изготовлен из дерева, но затем был заменен на металлический. Шасси имеет три опоры и заднее колесо вместо стойки. Все колеса шасси не съемные, но могут быть заменены на лыжи. На верхнем крыле самолета расположены топливные баки.

Обзор Ан-2: уникальный кукурузник, который не входит в штопор

Конструкция кабины для пилотов самолета Ан-2 выпуклая по бокам, что значительно улучшает обзор. Лобовое стекло оснащено спиртовой системой, предотвращающей обледенение. В грузовом отсеке может быть установлено 12 откидных мест или баки для химпрепаратов, в зависимости от цели полета. Чертежи Ан-2 в процессе эксплуатации неоднократно модернизировались.

Схема посадочных мест в салоне самолёта

Модифицированный Ан-2П использовался для перевозки пассажиров на короткие расстояния. Внутри было 12 сидений, разделенных на 2 ряда. Каждый ряд имел 3 кресла, расположенных по-разному. Размер салона составлял 4,2х1,65х1,85 м. В некоторых случаях было установлено 13 сидений, расположенных в одном ряду с проходом посередине и 6 и 7 креслами по бокам.

Схема салона Ан-2
Схема салона Ан-2

Уровень комфорта в этих моделях низкий, пассажиры испытывают сильную тряску в полете и сталкиваются с шумом в салоне. Наименьшие неудобства возникают у пассажиров, которые сидят посередине при размещении сидений в два ряда. В последние годы, любители раритетных самолетов покупают модели Ан, а частные лица переделывают салон «кукурузника» по своему усмотрению.

Модификации Ан-2

Летательный аппарат имеет множество модификаций для выполнения различных задач в любых природно-климатических условиях.

Модификации и назначение:

  1. СХА, СХА-2, Ан-2СХ, Ан-3СХ — с/х работы;
  2. Ан-2П — перевозка авиапассажиров;
  3. Ан-2 — с магнетометром, для поиска железорудных месторождений;
  4. Ан-2Л — тушение лесных пожаров;
  5. Ан-2Э — экраноплан;
  6. Ан-2М — для с/х работ, имеет длинный фюзеляж;
  7. Ан-2Т — транспортный;
  8. Ан-2 — самолет радиационной разведки;
  9. Ан-2ТП — перевозка грузов и авиапассажиров;
  10. Ан-2 — по заказу ВМФ с аппаратурой телеуправления катерами-мишенями;
  11. Ан-2А — с пушкой АО 9, противоаэростатный;
  12. Ан-2ЛП — для тушения лесных пожаров;
  13. Ан-3Т — транспортный (1 800 кг);
  14. Ан-3Т-08 — лесопатрульный;
  15. Ан-3Т-10— десантный;
  16. Ан-2ТД — высадка десантов гражданских парашютистов;
  17. Ан-2 — для уничтожения сусликов (рассеивал зерновые приманки);
  18. Ан-2С — санитарный, для транспортировки больных;
  19. Ан-3Т-07 — пассажирский с 12 местами, есть санузел;
  20. Ан-3ТБК — с салоном бизнес-класса;
  21. Ан-4 — для приводнения;
  22. Ан-3 — грузо-пассажирский с турбовинтовым мотором;
  23. Ан-6 — метеоразведка;
  24. Ан-2 — спасательный (с люком в полу и тележкой на рельсах);
  25. Ан-2Ф — аэрофотосъёмочные работы, разведка в ночное время;
  26. Ан-2 — картографический (с фотокамерами);
  27. изготовлены в Китае — Y-5, Y-5A, Y-5B, Y-5C, Y-5K;
  28. выпущены в Польше — An-2PF, An-2G, An-2PD-5, An-2PK, An-2PD-6, Ан-2РТ, An-2PRTV, Ан-2R, Lala-1 (летающая лаборатория).
Доводилось ли Вам летать на самолете Ан-2?
ДаНет

Производитель

Летательные аппараты данной модели производились на Киевском авиазаводе в СССР. В Подмосковье, в городе Долгопрудный, изготавливались самолеты Ан-2М. В 1958 году производство «Аннушек» началось в Польше. При этом машины польского производства производились под контролем советских специалистов. Летательные аппараты Антонова также производились китайской авиакорпорацией в Шицзячжуане.

Попытки модернизации

В России в 2011-2012 годах была частично модернизирована некоторая автотехника. Были заменены устаревшие двигатели Ан на новые американские на 25 самолетах. В 2012 году Минтранспорта приняло решение модернизировать до 800 летательных аппаратов. Замена мотора и навигационной аппаратуры на одной авиамашине стоила от 600000 до 850000 долларов.

Ан-2 100
Ан-2 100

В 2013 году авиазавод «Антонов» в Украине установил на своих летательных аппаратах новый турбовинтовой мотор МС 14. Ан-2 100, произведенный на этом заводе, использовал керосин в качестве топлива. В 2017 году российские конструкторы разработали новый летательный аппарат — ТВС 2ДТС «Байкал», который начнут серийно производить в Улан-Удэ в 2021 году.

Когда закончили выпуск?

Аппараты Антонова были популярны, но в 80-е годы спрос на них уменьшился, и в 1992 году серийное производство прекратилось. Но в Китае они по-прежнему делаются под заказ.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах