Самолеты

Украинский пассажирский самолет Ан-148

Авиалайнер Ан-148 был создан для замены устаревших моделей Ан-72, Ан-74 и Ту-134 на ближнемагистральных рейсах. В ходе разработки были улучшены летные характеристики, соблюдены международные стандарты по токсичности и уровню шума двигателей. Однако, дальнейшие перспективы данной модели пока неопределенны.

История создания

В 90-х годах использовали Ан-72 и Ан-74, но нужна была замена. Конструкторское бюро Антонова работало над созданием нового авиалайнера.

Самолет Ан-74
Самолет Ан-74

Авиаконструкторы намеревались усовершенствовать существующий Ан-74. Исходная модель не была пригодной для перевозки пассажиров и позиционировалась в качестве транспортного самолета. Инженеры решили разработать Ан-74-68, который должен был иметь больший фюзеляж, улучшенное крыло и другие двигатели.

Параллельно рассматривался вариант создания самолета на базе Ту-134. Он обладал достаточной пассажировместимостью, что полностью удовлетворяло запросы рынка. Оставалось увеличить дальность полета, а также снизить массу. Новая машина заменила бы не только Ан-72, Ан-74, но и Ту-134. Это могло значительно упростить задачу и представить более универсальный самолет, чем планировалось изначально.

Самолет ТУ-134
Самолет ТУ-134

Конструкторы задержались на начальных этапах проекта и решили рассмотреть создание модификации Ан-140. Предполагалось увеличить длину турбовинтовой машины, заменить крыло и установить новые двигатели. Однако этот вариант был похож на создание модификации Ан-74 и не давал значительных преимуществ.

Конструкторы решили разработать новый самолет, учитывая преимущества Ан-74 и Ан-140. Машина будет работать на реактивных двигателях и летать быстрее предыдущих моделей, обеспечивая максимальный комфорт для пассажиров. Фюзеляж будет удлинен, а крыло переработано в отдельных деталях.

Самолет Ан-140
Самолет Ан-140

Было запланировано установить внутри кресла для 80 пассажиров. Самолет должен был использовать турбореактивные двигатели Д-436. На этапе разработки стало ясно, что серийное производство можно легко модифицировать под выполнение специализированных задач и привлечь еще больше покупателей. Первым вариантом должна была стать транспортная модель, которая сможет перевозить до 20 т груза, с установкой откидной рампы в задней части фюзеляжа.

Разработка Ан-148 началась в 2001 году. Тогда же ему было присвоено официальное название. В ходе проектирования привлекались авиационные специалисты из различных конструкторских бюро СНГ. Изначально планировалось производство в Улан-Удэ, но позднее выбрали площадки в Воронеже и Киеве.

К 2004 году были построены первые прототипы. Некоторые компоненты для них были доставлены из Европы и США. В создании машины участвовали представители 15 государств.

История создания АН-148
Самолет АН-148

Первый полет Ан-148 состоялся в декабре 2004 года и прошел без неисправностей. Государственные тесты затянулись, и сертификат летной годности был получен только к 2007 году. Полный набор документов для всей линейки Ан-148 был подготовлен лишь к 2013 году. Изначально планировалось, что до 2026 года будет поставлено более 500 самолетов, но экономическая ситуация в Украине и взаимоотношения со страной-производителем Россией поставили под сомнение реализацию проекта.

Схема салона и расположение мест

При разработке салона Ан-148, инженеры ставили цель обеспечить высокий уровень комфорта для всех пассажиров. Все элементы были спроектированы с учетом удобства. Внутри фюзеляжа расположены специальные тонкие стенки, которые разделяют салон на отдельные зоны. В передней части находится кабина экипажа, за которой находится отсек для багажа, который объединен с входным коридором и первым туалетом.

Компоновка салона АН-148

Базовая модель рассчитана на перевозку 80 человек, но выпущенные модификации могут повысить количество доступных мест. Во всех случаях компоновка самолета схожа и имеет минимальные отличия. Пассажирский салон идет сразу после кабины пилотов и первого санузла. Он разделен на два класса, которые отличаются уровнем комфортабельности. В бизнес-классе кресла установлены попарно в две линии. Всего может быть установлено 2 или 3 ряда таких мест. Наиболее комфортными считаются кресла первого ряда, так как там можно вытянуть ноги.

Салон самолета АН-148

Места в экономклассе расположены в две линии – в первой парные сидения, во второй соединены по три штуки. В экономклассе может быть до 12 рядов. Лучшие места в экономклассе – впереди, где можно расслабиться и протянуть ноги. Также хороши кресла возле иллюминаторов, так как они большие и пропускают много света. Наименее удобны места возле проходов и туалетов.

Гардероб и санузел в самолете АН-148

В задней части Ан-148 находится гардероб с дополнительным туалетом, а за ним – место для багажа под полом в начале и конце фюзеляжа. Вход в салон возможен через дверь в носовой части или второй вход ближе к хвосту. Кроме того, на борту есть дополнительные выходы для экипажа и люки для доступа к багажу.

Компоновка салона АН-148

Комфорт пассажиров обеспечивается не только правильным расположением, но и просторными местами. Откидывание спинки предыдущего ряда не вызовет дискомфорта. Кресла мягкие и удобные. Интерьер выполнен в современном стиле. На борту установлено продвинутое электронное оборудование различных производителей, что повышает уровень комфорта при перелете.

Летные и технические характеристики

Ан-148 превзошел Ан-74 и Ан-140 по характеристикам. Длина базовой модели составляет 29,1 м, высота – 8,2 м. Размах крыла – 28,9 м², площадь – 87,3 м². Диаметр фюзеляжа – 3,5 м, ширина и высота салона – 3,13 и 2 м соответственно. Допустимая взлетная масса – 38,55 т, из которых 9,68 т – коммерческая нагрузка. Всего на борту может находиться до 80 пассажиров. Объем топливных баков – 12,05 тонн.

Летные и технические характеристики АН-148

Ан-148 имеет два двигателя Д-436 с тягой 6700 кгс каждый и дополнительную силовую установку АИ-450-МС. Максимальная скорость самолета — 870 км/ч, крейсерская скорость — 820 км/ч, дальность полета при максимальной нагрузке — 2100 км. Максимальная высота полета ограничена 12500 м. Ан-148 может использоваться на взлетно-посадочных полосах длиной более 1560 м. Расход топлива в час полета составляет около 1550 кг.

Конструкция

Самолет Ан-148 имеет общепринятую аэродинамическую конструкцию, которая представляет собой свободнонесущий моноплан. Фюзеляж выполнен из металла и относится к классу полумонокок, имеет круглое сечение переменной формы. Крыло расположено высоко и имеет стреловидную форму с одним вертикальным оперением Т-образной формы. Крыло состоит из центроплана и консоли, в передней части крыла находится отклоняемый носок, а в задней части – элероны с двухщелевыми закрылками. Внутри консолей крыла находятся дополнительные емкости для топлива, а основной бак размещен в центроплане.

Чертеж самолета АН-148

Самолет имеет стандартное хвостовое оперение, состоящее из вертикального стабилизатора и рулей высоты и направления. Вертикальный стабилизатор не имеет аэродинамического компенсатора. Шасси закреплены на днище фюзеляжа, а под ними имеются специальные ниши. Первое шасси расположено в носовой части и используется для направления самолета по полосе. Еще два шасси находятся на боковой части фюзеляжа под крылом. Все шасси могут быть убраны в ниши после взлета.

Схема самолета АН-148

 

На борту самолета установлены два двигателя Д-436-148 с двумя контурами и турбореактивным принципом работы. Они оснащены пятнадцатиступенчатыми компрессорами и пятиступенчатыми турбинами. Оба двигателя установлены на специальных пилонах под крылом и защищены гондолами. Это позволяет уменьшить вероятность попадания посторонних предметов внутрь двигателей и обеспечить большую устойчивость крыльевой системы.

Кабина пилотов рассчитана на трех человек. В ней установлено два места для авиаторов и одно предназначено для инструктора. При выполнении обычного рейса на борту присутствует только основной экипаж из двух человек. Для управления самолетом применяются классические штурвалы.

Кабина пилотов АН-148

На борту присутствует навигационное и связное оборудование, соответствующее нормам ICAO и позволяющее ориентироваться во время полета при плохих погодных условиях. Уровень безопасности поддерживается с помощью системы регистрации состояния самолета, которая оповещает обо всех возникших проблемах и потенциальных опасностях.

Судовая электроника работает на два генератора, которые генерируют общую мощность 60 кВт. Постоянный ток получается с помощью трансформаторов и выпрямителей. В случае аварии электроэнергия поступает из специальных аккумуляторов. На борту также установлена гидравлическая система, которая управляет шасси, тормозами, трапом и активирует реверсивный режим двигателя.

Преимущества и недостатки самолета

Ан-148 имеет продвинутое навигационное оборудование, что является его главным преимуществом. Во время полета легко ориентироваться и точно определить свое местоположение. Кроме того, есть возможность использовать автопилот, что избавит от необходимости управлять самостоятельно. Также предусмотрен автоматический заход на посадку.

Преимущества и недостатки самолета АН-148

Уровень комфорта для пассажиров является вторым преимуществом самолета. При разработке было учтено множество факторов, влияющих на удобство. На борту находятся мягкие кресла, окруженные достаточным пространством. Конструкторы реализовали эффективную шумоизоляцию, что снижает уровень шума от двигателей в салоне. Большие окна увеличивают освещенность кабины, повышая ее комфортность.

Система управления первых Ан-148 была недоработанной, что вызывало неудобства и угрожало безопасности пилотов. Однако, проблема была позже исправлена.

Техническое обслуживание

Необходимо провести техническое обслуживание самолета, которое включает в себя осмотр основных компонентов и проверку их работоспособности. В зависимости от частоты проведения, такое обслуживание бывает оперативным или базовым и имеет свои формы.

Техническое обслуживание АН-148

Может быть:

  • Транзитным – перед вылетом.
  • Суточным – каждые 48 часов.
  • Двухнедельным – раз в 14 дней.
  • Базовым по форме А – каждые 750 часов.
  • Базовым по форме С – каждые 3 года.

Производитель заявляет, что самолет может прослужить 30 лет и выполнять не менее 60000 рейсов в течение более чем 80000 часов. Во время эксплуатации обязательно проводить необходимое техническое обслуживание.

Модификации

Основная концепция разработки самолета заключалась в возможности его многократной модернизации в будущем. Было предусмотрено выпускать несколько модификаций для расширения функциональности или выполнения специализированных задач. Всего было создано 11 моделей.

Модификации АН-148
Самолет Ан-148-100А

Варианты:

  1. Ан-148-100А – базовая модель Ан-148, отличается от испытательных образцов возможностью перевозки 80 пассажиров и дальностью полета, ограниченной 2100 км;
  2. Ан-148-100B – вторая версия самолета, получила увеличенную до 3500 км дальность полета, пассажировместимость осталась прежней;
  3. Ан-148-100Е – улучшенная модель, предназначенная для выполнения рейсов на расстояние до 4400 км, может перевозить так же не более 80 человек;
  4. Ан-148-100ЕА – специальная версия самолета с трехклассным делением пассажирского салона, дополнена VIP-залом, технически идентична 100Е;
  5. Ан-148-100ЕМ – медицинский вариант самолета с дальностью полета 4400 км, предназначена для перевозки больных пассажиров;
  6. Ан-148C – модификация с повышенной грузоподъемностью до 10,1 т, отличается также наличием бокового грузового люка и уменьшенными запасами топлива;
  7. Ан-148-200 – удлиненная модель, рассчитанная на перевозку 89 людей, получила стандартные характеристики;
  8. Ан-158 – модифицированный 148-200, предназначенный для перевозки 99 человек, может пролетать расстояние до 2500 км;
  9. Ан-168 – переработанная версия самолета для выполнения деловых визитов и применения комиссиями, получила увеличенную до 7000 км дальность полета;
  10. Ан-168МП – улучшенная модель для выполнения патрулирования в составе военно-морской авиации, также может перевозить пассажиров или доставлять грузы;
  11. Ан-178 – доработанная версия модели 158 с повышенной экономичностью в эксплуатации, ориентирована на зарубежных заказчиков.

В перспективе могут появиться другие версии Ан-148, в зависимости от того, как будут продаваться уже выпущенные самолеты и как будет развиваться модель.

Компании эксплуатанты

В реестре эксплуатации Ан-148 указана информация об авиакомпаниях, которые используют этот тип самолета. В настоящее время в эксплуатации находится только 29 самолетов этой модели. Начало 2020 года.

Компании эксплуатанты АН-148

Семь компаний являются основными эксплуатантами (указано количество самолетов).

  • ВВС РФ – 15;
  • СЛО «Россия» – 6;
  • КБ им. Антонова – 2;
  • МЧС РФ – 2;
  • Air Koryo – 2;
  • АРЗ №403 – 1;
  • ГАП «Украина» – 1.

На данный момент на хранении находятся 14 самолетов. В прошлом случались катастрофы, в результате которых были потеряны два самолета. Один из них разбился в 2011 году во время тестового полета при участии ВВС Мьянмы и унес жизни шести человек. Второе происшествие произошло в 2018 году в Москве и унесло жизни 71 человека.

Перспективы

В России начали производить Ан-148 в 2009 году в Воронеже, а также на площадке в Киеве. Планировалось выпустить 110 машин этой модели на российском заводе. Однако возникшие проблемы поставили под вопрос возможность продолжения производства самолетов в России.

В 2017 году производство двух Ан-148 было приостановлено из-за нехватки украинских деталей. Поставки планировались до 2018 года, но не состоялись, что привело к закрытию проекта. Оба самолета до сих пор фигурируют в реестре авиации как незавершенные. Украина планирует построить еще 18 самолетов.

На начало 2020 года за Антоновым 148 реальный интерес проявили только компании из России и Украины. Несколько новых самолетов могут быть арендованы или приобретены кубинскими, корейскими или сирийскими авиакомпаниями, но крупных заказов на самолет пока нет. С закрытием производства в России интерес к самолету снизился еще больше. Скорее всего, в будущем самолет будет производиться только для украинских компаний.

Авиалайнер Ан-148 – успешный проект, который имеет преимущества перед конкурентами. Однако его реализация на территории России и малый интерес со стороны других стран вызывают сомнения в его успехе. Возможно, выпуск новых модификаций или участие в выставках изменят ситуацию и привлекут будущих покупателей.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Алла

    26 февраля 2007 года Ан-148 получил сертификаты Авиационного регистра МАК и Государственной Авиационной Администрации Украины В 2007 году в Одессе были проведены наземные испытания Ан-148 по взлёту и посадке на грунтовую ВПП, подтвердившие возможность эксплуатации самолёта на неподготовленных грунтовых аэродромах