Самолеты

Украинский транспортник Ан-132

Украинский легкий транспортник Ан-132 создан с применением новейших технологий и является глубокой модернизацией Ан-32, сохраняя многие положительные качества. Главным преимуществом самолета является возможность эксплуатации в любых климатических условиях без взлетно-посадочной полосы. Ан-132 планируется запустить в серию в ближайшее время.

История создания

В 2015 году крупнейшее украинское конструкторское бюро начало разработку нового транспортного самолета под названием Ан-132 для Саудовской Аравии. Целью было создание усовершенствованной машины для перевозки грузов в воздухе. Согласно договору, после завершения разработки все документы и интеллектуальные права на проект должны были быть переданы новому владельцу.

История создания АН-132

Соглашение было официально подписано в апреле 2015 года между украинским ОКБ имени Антонова и Taqnia Aeronautics, являющейся дочерней компании именитого Taqnia. В момент заключения сделки присутствовали принц Саудовской Аравии и несколько высокопоставленных лиц. Договор содержал информацию о последующих действиях обеих сторон, включая финансовые вопросы.

На разработку проекта было отведено полтора года и заложено финансирование в размере 116 миллионов долларов. Украина должна была внести 76 миллионов долларов, а Саудовская Аравия – 40 миллионов долларов. После успешного первого полета на демонстрационном экземпляре планировалось вложить еще 20 миллионов долларов на испытания самолета, а конструкторскому бюро – еще 9 миллионов долларов.

Решено создать новую модель самолета на базе планера от старого Ан-32, а не с нуля. Она должна относиться к категории легких транспортников и использовать все доступные продвинутые технологии, применяемые на предприятии. Конструкторы стремились сохранить как можно больше положительных качеств Ан-32.

Самолет Ан-32
Самолет Ан-32

Основной особенностью старого самолета была возможность полета в условиях сильной жары или холода в горных районах и посадки на неподготовленные аэродромы. Благодаря своей неприхотливости и надежности, этот самолет по-прежнему может быть использован. Сотрудники украинского авиастроительного предприятия стремились передать эти качества новому транспортному средству.

Разрабатываемый Ан-132 должен был учитывать возросшие требования к авиации и получить множество доработок, сохраняя лучшие характеристики базовой модели. Конструкторы уделили внимание эксплуатационным и техническим характеристикам, что позволило новому самолету увеличить грузоподъемность, пролетать большие дистанции и стать более эффективным. Он также издает меньше шума во время полета, что заметно как снаружи, так и внутри салона, и сократил количество вредных выбросов.

Разработка Ан-132

Первый опытный образец Ан-132D был подготовлен украинскими конструкторами на киевском заводе уже в 2016 году. 20 декабря самолет представили для проведения испытаний без взлета. 31 марта 2017 демонстрационная машина впервые поднялась в небо в Святошино. Полет прошел успешно и не выявил недоработок, после самолет приземлился в Гостомеле. Дальнейшим шагом украинского конструкторского бюро стала демонстрация разработки на международном авиасалоне – самолет привезли на парижскую выставку.

Самолет Ан-132D

Рынок нуждается в транспортниках этого типа. Оценка спроса на Саудовскую Аравию составляет около 80 самолетов, а для остальных клиентов на Ближнем Востоке — до 260.

После обеспечения техникой основных покупателей планировалось выделить не менее 100 самолетов для Индии, которая нуждается в замене для устаревшего Ан-32. По оценкам некоторых экспертов, реальная потребность в транспортных самолетах для ближних и средних дистанций среди всех потенциальных заказчиков достигает почти 1000 машин.

Устаревшая модель самолета Ан-32

В связи с большим спросом на серийное производство требуются повышенные мощности. В 2018 году представитель конструкторского бюро Антонова заявил о переговорах по организации производства на двух линиях. Первый завод планировалось разместить на территории Киева.

Он был готов к запуску, к тому времени. Вторая линия должна была находиться в Саудовской Аравии, но для этого необходимо было построить отдельные цеха и приобрести специальное оборудование. По результатам переговоров было решено выполнить все в соответствии с предварительным соглашением.

Самолет Ан-32 Саудовской аравии

Украина согласилась произвести 20 самолетов в ожидании запуска конвейера на территории Саудовской Аравии. К 2020 году ожидается производство не менее 12 машин ежегодно на каждой линии.

Проект нового завода в Саудовской Аравии столкнулся с проблемами выбора в сентябре 2018 года, по словам представителя украинской компании, участвующей в тендере. Это привело к приостановке проекта и переносу даты начала серийного производства. В апреле 2019 года стало известно, что сотрудничество между Украиной и Саудовской Аравией по созданию Ан-132 было прекращено, и конструкторское бюро было вынуждено остановить разработку, так как Саудовская Аравия отказалась от дальнейшей реализации и строительства самолетов.

Самолет Ан-132

Несмотря на возникшие трудности, глава предприятия сообщил, что проект приостановлен, но не отменен. Для продолжения разработки и строительства серийных образцов требуются новые заказчики и инвесторы, которых нет после выхода Саудовской Аравии из сделки. Также появились сообщения о проблемах в украинском конструкторском бюро.

По публикациям, все крупные проекты предприятия были отменены и интерес заказчиков и инвесторов внезапно пропал. Попытка заменить в самолетах российские комплектующие на иностранные также провалилась, работы были приостановлены.

Ситуация улучшилась в 2019. Выставка Aero India, которая проводится раз в два года, давно стала основным способом для иностранных компаний продемонстрировать свою технику потенциальным заказчикам из Индии. В ней принимают участие более 50 тысяч представителей оборонных предприятий со всего мира. Посетили эту выставку и сотрудники конструкторского бюро Антонова. Возглавлял украинскую делегацию О. Гладковский, являющийся заместителем секретаря СНБО. Всего в ней приняли участие 15 крупных компаний страны.

Гладковский провел встречу с министром обороны Индии на выставке, обсудили важные вопросы о сотрудничестве между странами. Было решено расширить взаимодействие и подписать новые контракты. Индийская сторона рассмотрит возможность сотрудничества в закупке запчастей и обслуживании советской техники. Также будут обращать внимание на новый Ан-132, который заменит устаревшие Ан-32, стоящие на вооружении страны.

На выставке успешно прошла презентация самолета, которое продемонстрировало несколько полетов. Возобновление работ по Ан-132 возможно в ближайшее время, если Индия примет предложение и найдутся другие спонсоры и заказчики. На данный момент проект приостановлен.

Назначение

Ан-132 является универсальной платформой, на основе которой можно создать несколько модификаций самолетов для гражданских или военных нужд, с различными функциями. Это многоцелевой среднемагистральный транспортный моноплан с высокорасположенным крылом. Конструкция имеет стандартную аэродинамическую схему и однофюзеляжную форму.

Схема Ан-132

 

Самолет подходит для эксплуатации в любых погодных условиях и может выполнять перелеты в холодные или жаркие участки Земли. Ан-132 способен легко посадиться на высокогорных или необорудованных аэродромах и легко взаимодействует с песчаными взлетно-посадочными полосами.

В базовой модели самолета, предназначенной для перевозки грузов, особое внимание уделяется вопросам автономности и независимости от внешних факторов. На борту присутствует необходимое оборудование, позволяющее экипажу самостоятельно погрузить или выгрузить любой груз в грузовом отсеке.

Во время полета самолет может осуществить десантирование с парашютной платформы. На борту можно перевозить объекты весом до 9,2 тонн и размещать их на специальных транспортных поддонах. Также возможна перевозка военной техники, легких и несамоходных машин, средств гуманитарной помощи, материально-технического обеспечения, военного оборудования и вооружения. Самолет может также перевозить и десантировать военнослужащих.

Всего на борту поместится до 75 солдат, до 46 парашютистов и до 27 раненых. Для транспортировки последних предусмотрены специальные носилки. Предполагается, что будет создана модификация, которая обеспечит эвакуацию населения в чрезвычайных ситуациях и позволит десантировать спасательные группы.

Основная версия самолета может перевозить грузы, технику и людей. В будущем будут выпущены специальные модификации для тушения пожаров, поисково-спасательных операций, разведки, патрулирования морей, медицинской помощи и радиоэлектронной борьбы.

Новый самолет Ан-132 отличается отказом от использования российских комплектующих. Вместо этого он будет оснащен западными компонентами, такими как двигатели, авионика и основные системы. Такое решение поможет снизить зависимость от российских компаний. Однако, это повысит стоимость самолета и усложнит его обслуживание для некоторых потенциальных заказчиков.

Летно-технические характеристики

Самолет рассчитан на экипаж из двух человек, на борту может присутствовать до 75 персон. Его габариты стандартны для среднемагистрального транспортника. Длина достигает 24,54 м при высоте 8,8 м. Площадь крыла не сообщается, его размах равен 29,2 м. Грузовой отсек имеет объем 58 м³, при этом размеры составляют 13,45×2,4×1,78 м. Площадь напольной части – 32,3 м². Максимальная взлетная масса ограничена 31,5 т, коммерческий груз может весить до 9,2 т.

Летно-технические характеристики Ан-132

Работает самолет на двух турбовинтовых двигателях PW150A, произведенных канадской P&WC. Мощность каждого достигает 5071 л. с. На них установлены шестилопастные винты R408 диаметром 4,11. В качестве вспомогательной силовой установки применяется двигатель газотурбинного типа от Hamilton Sundstrand. Ан-132 способен разгоняться до 650 км/ч и пролетать до 3500 км при умеренной нагрузке.

При максимальной грузоподъемности дальность полета уменьшается до 1270 км. Если самолет летит без груза, то он может преодолеть расстояние до 4400 км. Максимальная высота полета составляет 9000 м. Для взлета необходимо разбег длиной 895 м, а для посадки – пробег до 570 м. Стоимость базовой модели не должна превышать 40 миллионов долларов.

Модификации

Ан-132, включая демонстрационный образец, предназначен для перевозки грузов. Если проект получит инвесторов и новых клиентов, то будут созданы модификации для расширения возможностей самолета. Конструкторское бюро уже имеет несколько вариантов модификаций.

Модификации АН-132

Модификации:

  • AN-132D – демонстрационная модель самолета, предназначенная для показа его летных возможностей будущим покупателям и проведения первичных испытаний, выполнена в виде легкого транспортника;
  • AN-132MPA – самолет для морского патрулирования, будет применяться для изучения территории над водой на предмет незаконного пересечения границ и проведения специальных мероприятий, связанных с задержанием нарушителей;
  • AN-132 Gunship – боевой Ан-132, основанный на модели 132ISR, будет применяться для проведения мероприятий по обезвреживанию и пресечению террористической деятельности, получит легкое вооружение в виде пушек и пулеметов;
  • AN-132ME – модель самолета для медицинской эвакуации людей, предназначена для спасения пострадавших при различных происшествиях и их транспортировки до безопасного места или необходимой больницы;
  • AN-132FF – пожарная модификация, предназначенная для обнаружения и тушения возгораний на любой местности, планируется применение в гражданских или военных целях, в зависимости от сферы деятельности заказчика;
  • AN-132ISR – специальная версия самолета для военных нужд, он будет предназначен для ведения радиоразведывательной, радиолокационной и оптико-электронной деятельностей, направленных против вражеской армии;
  • AN-132SAR – морской поисково-спасательный Ан-132, его главными задачами должны стать поиск и спасение людей, попавших в открытое море при различных обстоятельствах, может получить специальное оборудование для подъема пострадавших на борт.

В будущем могут появиться другие модификации, которые будут специализироваться на выполнении узких задач. Также возможно создание улучшенных версий модели с новыми двигателями или измененной конструкцией. Это может произойти как после запуска серийного производства базовой версии, так и на этапе ее испытаний.

Какой самолет лучше?
АН-132АН-32

Ближайшие конкуренты

У Ан-132 есть три серьезных конкурента: Ан-32, CASA C-295 и Alenia C-27. Они имеют свои достоинства и недостатки, но новая украинская разработка превосходит их по большинству параметров. Поэтому значительной угрозы спросу на этот самолет они не несут.

Ближайшие конкуренты:

  1. Ан-32 – советский военный транспортник, который эксплуатируется с 1984 года. Машины этой модели до сих пор пользуются спросом и производятся в небольшом объеме. Изначально он разрабатывался для поставки другим странам, СССР использовать его не собирался. Самолет получил неплохие технические показатели и успешно справляется со своими задачами, хотя устаревание по некоторым критериям сказывается на эксплуатационных характеристиках. Базовая модель может транспортировать до 6,7 тонн груза на расстояние до 780 км. При снижении нагрузки дистанция полета возрастает. На борту могут находиться солдаты в количестве до 50 человек.
    Советский военный транспортник Ан-32
  2. CASA C-295 представляет собой легкий транспортник на турбовинтовых двигателях, разработанный военным подразделением компании Airbus. Он производится серийно с 2000 года и все еще остается актуальным. В создании самолета участвовали компании из Испании и Индонезии. C-295 используется 15 государствами в военных целях. Предельная нагрузка составляет 9,25 тонн, с ней самолет пролетает до 1300 км. При перегоне он может преодолевать расстояние до 5400 км. На борту можно перевозить габаритный груз или солдат в количестве до 69 человек.
    Легкий транспортник CASA C-295
  3. Alenia C-27 – один из самых продвинутых военно-транспортных самолетов в мире. Разработан совместными усилиями конструкторов из США и Италии. Впервые поднялся в небо в 1999 году, но серийное производство стартовало только через семь лет, в 2006. Стоит на вооружении 15 стран, больше всего единиц поставлено в Афганистан и Италию. Может перевозить до 9 тонн груза или до 46 солдат. Практическая дальность составляет 3500 км.
    Военно-транспортный самолет Alenia C-27

Три самолета успешно проданы и активно эксплуатируются. Поэтому страны, которые не обладают аналогичными машинами, скорее всего выберут новую модель. Риском для Ан-132 могут стать только самолеты других категорий, более эффективные и удовлетворяющие специфическим требованиям.

Легкий транспортник Ан-132 был разработан украинским конструкторским бюро имени Антонова, которое вложило много времени и средств в проект. Несмотря на то, что Саудовская Аравия отказалась от сделки, этот самолет все еще может заинтересовать Индию или других потенциальных заказчиков, которые будут финансово поддерживать его дальнейшую разработку и приобретать серийные машины.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах