Самолеты

Ан-124 «Руслан»: грузоподъемность и другие характеристики

Конструкторское бюро имени Антонова давно признано экспертом в области авиационного проектирования. У компании есть легендарные самолеты, которые до сих пор остаются актуальными. Эти лайнеры могут быть описаны словами, такими как «легендарный», «уникальный», «великий», «единственный в мире», «потрясающий», «без аналогов» и «непревзойденный».

Ан-124 — отдельная «песня». Он самый большой в своем роде серийный транспортный лайнер. Знаете сколько он поставил мировых рекордов? Двадцать один! И создан он был, в первую очередь, для военных нужд.

В период холодной войны две великие державы соперничали в разных сферах, включая авиастроительную отрасль. Это способствовало развитию технологий и стимулировало создание выдающихся проектов. Военные действия происходили в разных областях, поэтому необходимо было обеспечить солдатам передовые технологии и возможности в самые короткие сроки.

Доставка грузов военным воздушным транспортом быстро, но дорого. Доставка грузов по воде самая дешевая, но долгая и непрактичная в военное время, где каждая минута на счету.

Ан-124 «Руслан» — тяжёлый гражданский самолёт, созданный в КБ «Антонов» для дальних перелётов. Он является самым крупным грузовым лайнером в мире и имеет кодовое название НАТО — «Кондор». Фото самолёта представлено ниже.

Фото Ан-124 Руслан

История появления

Советскому Союзу был необходим крупный самолет для доставки по воздуху боевой техники, мобильных пусковых установок, десантирования в особо крупных размерах и тоннажных грузов для сельского хозяйства страны. В гонке вооружений, куда можно отнести и авиастроение, в какой-то момент начали лидировать Штаты, они работали над Локхид C-5 «Гэлэкси» — мощным самолетом, который советские конструкторы переплюнуть на тот момент не могли. Встала задача: сконструировать лайнер с грузоподъемностью в 140 тонн.

Это была важная задача, на кону престиж страны, преимущество от выигранного времени, во-вторых, такая машина действительно была бы уникальна, позволяя снабжать войска и перевозить сразу огромное количество людей. Украинское КБ сразу включилось в разработку, ведь экспериментальное базы у них уже хватало.

Для выполнения необычного заказа потребовался нетрадиционный подход. Было необходимо решить несколько технических задач, создать множество оборудования с нуля и работать с огромными деталями.

За 70-71 гг КБ представили два чертежа с проектами самолетов, где было 4 и 6 силовых установок, и, соответственно, с грузоподъемной разницей. Через два года по представленным разработкам создан лайнер в натуральную величину. Размеры одновременно ужасали и восхищали. Чтобы заставить такую глыбу взлететь, нужно было максимально модернизировать все характеристики.

Отдельная группа разработчиков из научных центров и институтов Советского Союза занялась улучшением прочности, безопасности и аэродинамики будущего «Руслана».

На тот момент использовались не имеющие аналогов материалы и технологии, может быть именно поэтому и получилась столь уникальная машина. Гражданская модификация лайнера предусматривает перелеты в любом месте и включает в себя транспортировку габаритного груза. Впервые самолет поднялся в высоту в конце 1982 года, а через 5 лет самолет поступил в эксплуатацию Вооруженных Сил Советского Союза. Было создано 56 самолетов.

В 2006 году компания «Волга-Днепр» решила возобновить производство «Русланов» и приобрести сотню улучшенных машин в течение 20 лет. С 2012 года на Авиастроительном заводе г. Ульяновска «Авиастрар-СП» начали выпускать два самолета в год. Через год, в 2013 году, появилась информация о возобновлении производства Ан-124.

Цена на один «Руслан» в 2008 году колебалась от 150 до 160 миллионов долларов. Кроме «Волга-Днепра», которые заказали 40 лайнеров, Министерству обороны РФ также потребовались новые самолеты. В 2010 году спрос на эти лайнеры в России вырос, а позже самолеты были заказаны ОАЭ и Кувейтом.

Совместно с Украиной было принято решение о возобновлении производства «Русланов». Однако, после ухудшения политической ситуации, создание, ремонт и модернизация лайнеров возложены на ульяновский «Авиастар». В. Бенедиктов сообщил, что вопрос о строительстве «Русланов» всё ещё обсуждается, но окончательного решения пока нет.

Возобновление производства Ан-124 возможно, но крайне сложно, заявил гендиректор «Ил». В июле 2018 года Ю. Борисов сообщил, что «Руслан» не будет производиться заново, однако возможна модернизация уже имеющихся самолетов. В настоящее время планируется создание лайнера, который заменит Ан-124 в 2025 году. Украинские специалисты необходимы для модернизации самолетов, так как они обладают всей необходимой информацией.

 

Конструкция

«Руслан» — это широкофюзеляжный высокоплан с однокилевым оперением и стреловидным крылом. Силовая установка ТД четырехмоторный Д-18T. Самолет имеет верхнюю и нижнюю палубы. На первой расположена кабина команды судна и пассажиров. На нижней палубе только грузовая кабина в 1050 м³.

Трехвальная силовая установка с повышенной степенью 2-х контурности, когда воздух не сгорая, с силой отбрасывается, вызывая тягу. В каждой силовой установки есть насос HП-107, а система ПВ, уменьшает давление и температуру поступаемого воздуха в салон и в систему, отвечающее за обледенение. Шасси имеет множество опор и двадцать четыре колеса, которые позволяют использовать лайнер на грунтовых ВВП, а также наклонить фюзеляж для удобства разгрузки самолета.

Ан-124 — уникальный грузовой самолет, способный эффективно использоваться на неровных взлетно-посадочных полосах.

На борту имеется оборудование для десантирования, комплекс бортовой системы, пара вспомогательных автономных двигателей TA-12. «Руслан» имеет два грузовых люка с разных сторон, что позволяет ускорить погрузо-разгрузочные работы, а также соответствующее оборудование, передвижные механизмы БПК, которые могут за раз перенести два десятка тонн и швартовочные механизмы.

Технические характеристики

Вид в трёх проекциях

В грузовом отделении, расположенном под кабиной пилотов, есть комната отдыха для экипажа и кабина для пассажиров. Оборудование для десанта и разгрузки можно использовать в любое время суток и в любых погодных условиях.

Самолет «Руслан» эксплуатируется Воздушно-Космическими Силами РФ. Ранее его использовали для снабжения в Афганистане, Персидском заливе и Средней Азии.

Заправка самолета происходит под давлением через четыре или самотеком через две горловины, которые находятся в крыле. Самолет вмещает в себя четыреста сорок десантников-парашютистов и в два раза больше полностью экипированных солдат. Но хоть самолет и вмещает столько людей, пришлось ввести табу на их количество, так как факторы десантирования не позволяют за один раз выпустить без последствий столько людей в небо.

Модификации:

  • три модицикации 100M с улучшенными радиоэлектронными средствами и, соответственно, уменьшился состав команды до четырех человек, увеличилась масса перевозки до 150 000 кг и дальность рейсов;
  • транспортный самолет без военного оборудования.

Самолет Ан-124 Руслан

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах