Самолеты

Обзор самолета Airbus A380

Airbus A380 – реактивный пассажирский авиалайнер с двухпалубным салоном. Он считается самым габаритным и вместительным самолетом, предназначенным для перевозки людей. Технические характеристики и особенности конструкции помогли стать A380 одним из лучших, но ожидаемого спроса авиалайнер не получил. Тем не менее он активно используется рядом авиакомпаний и частными лицами.

История создания, место производства

Разработка проекта по созданию крупногабаритного пассажирского авиалайнера стартовала еще в 1990 годах. Изначально предполагалось, что самолет станет главным конкурентом Boeing 747. Важность появления подобной машины была очень высока, так как Airbus стремилась разрушить монополию американской компании.

Airbus A380 история создания

Проект имел кодовое название A3XX и должен был объединить в себе два фюзеляжа от модели A340, но от этой идеи вскоре отказались, чтобы избежать ухудшения технических характеристик. Окончательным вариантом была выбрана двухпалубная компоновка салона при увеличенных общих размерах машины.

В 1997 году начался экономический кризис, который заставил Boeing приостановить разработку 747 модели. Airbus же продолжили работать в обычном режиме и уже к 2000 году одобрили новый самолет Аэробус А380, ставший крупнейшим в мире. Номерная часть названия была выбрана неслучайно – это позволило повысить уровень продаж в азиатских странах, где цифра 8 считается счастливым числом.

Airbus A380 место производства

A380 объединял в себе несколько серьезных преимуществ, включая уменьшенные эксплуатационные затраты и огромную вместимость пассажиров. Но при его создании пришлось вложить много усилий в снижение массы. Для этого конструкторы использовали композитные материалы в частях силовой конструкции, интерьере и некоторых дополнительных элементах. Также они применили улучшенные сплавы на основе алюминия, а для панелей фюзеляжа взяли гибридный материал Glare.

Первый самолет начали собирать в 2002, а через три года он был показан в Тулузе. При проведении испытаний стало ясно, что конструкция крыла имеет недоработки, из-за чего пришлось незамедлительно вносить изменения. К 2007 году A380 признали готовым к производству. Самый большой самолет приобрели несколько крупных авиакомпаний, а к 2017 году общее количество, используемых Airbus этой модели, достигло 207 единиц. Примечательно, что серьезных происшествий с пострадавшими за годы эксплуатации не произошло.

Производством самолета занимается Airbus S.A.S., расположенная во Франции. Также некоторые элементы создаются на заводах в Германии, Испании и Великобритании. Транспортировка большинства из них осуществляется с помощью Airbus A300 Beluga, Ан-124 и водного судна Ville de Bordeaux.

Первые годы были проблемы, связанные с необходимостью прокладки 530 км электрической проводки, причем только в кабине пилотов требовалось уложить более 100 000 проводов. Позднее выпуск самолетов наладился, но количество заказов оказалось ниже предполагаемого. Поэтому в начале 2019 года представитель Airbus заявил о вероятном снятии A380 с производства к 2021 вследствие недостаточного спроса. Эти слова не исключают вероятности выпуска новых модификаций авиалайнера, вмещающих еще больше пассажиров.

Схема салона Airbus A380

В самолете А380 имеется две палубы: верхняя и нижняя. Между собой они соединены двумя лестницами, расположенными по разным концам авиалайнера. Базовая версия самолета включает первый класс, бизнес и эконом. Вместимость пассажиров в каждом из них разная, как и общие условия комфорта.

Airbus A380 схема салона

Класс «Первый» находится на передней верхней палубе самолета, рассчитан на 12 человек. Расстояние между креслами составляет 83 дюйма, каждое может быть превращено в кровать. Пассажир имеет монитор с высокой четкостью изображения.

Бизнес-класс вмещает до 66 человек и располагается сразу после первого. Свободный промежуток между креслами более ограничен и составляет 74,5 дюйма, но их тоже можно раскладывать в кровать. Перед креслом установлен небольшой монитор с телевидением.

Схема Airbus A380

 

На нижней палубе Эконом имеет 399 мест с уменьшенным расстоянием в 32 дюйма между креслами, которые не складываются, но обеспечивают повышенный уровень комфорта. Каждый пассажир имеет свой небольшой монитор, а в некоторых авиакомпаниях предоставляется возможность интернета за дополнительную плату.

Лучшие места

В первом классе все места очень удобные и имеют отдельные купе с дверцей, поэтому комфорт одинаков для всех. Некоторые предпочитают места во 2 и 3 рядах, так как они находятся рядом с туалетами, в то время как места в 1 и 4 рядах могут быть менее комфортными. В бизнес-классе ситуация похожа, но некоторые места могут быть менее удобными, так как нет отдельных купе. Кресла везде удобные, за исключением мест в 7, 20, 21 и 23 рядах.

Airbus A380 лучшие места

Выбор мест в экономическом классе становится все сложнее из-за недостатков большинства из них. Наиболее удобными считаются 45, 54 и 82 ряды благодаря отсутствию других кресел перед ними и расположению технических помещений с туалетами далеко. Места на 68 и 81 рядах также высоко оценены за свободное пространство перед ними. Однако кресла на 43, 52, 67 и 80 рядах менее комфортны, так как поблизости находятся туалеты и другие технические помещения. Остальные места не имеют особых преимуществ.

Летно-технические характеристики

Крупные габариты самолета Airbus A380 не оказывают негативного влияния на его технические характеристики и приносят большую пользу, увеличивая количество свободных мест до 853. Длина авиалайнера составляет 72,7 м, его высота достигает 24,1 м, при этом сам салон растянут на 6,5 м. Размах крыла еще больше – 80 м.

Airbus A380 технические характеристики

Площадь составляет 845 кв. м. Вес пустого самолета — 276,8 т, максимальный взлетный вес ограничен 560 т, а посадочный — 386 т. Коммерческая грузоподъемность — до 83 т.

За летные качества отвечают четыре двигателя Rolls-Royce Trent 970 или Alliance GP7270. В обоих случаях взлетная тяга составляет 31780 кгс. Крейсерская скорость ограничена 900 км/ч, предельная – 945 км/ч. Для взлета самолету требуется разбег длиной 2 км, а при посадке ему понадобится пробег до 2,9 км. A380 способен преодолевать расстояния до 15 тыс. км, поднимаясь на высоту до 13100 м. Расход топлива в час составляет 12 тыс. кг при емкости баков 310 тыс. л.

Конструкция самолета

По аэродинамической схеме A380 относится к широкофюзеляжным турбовентиляторным низкопланам со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Самолет имеет четыре двигателя.

Кабина

Пассажирская кабина отличается большой шириной, что позволило выстроить до 11 кресел в одном ряду экономкласса и дало вариативность распределения посадочных мест в первом и бизнес-классах. Общая площадь салона на 50% больше, чем у конкурента в лице Boeing 747.

Airbus A380 пассажирская кабина

 

Максимальное число пассажиров на борту — 853 человека, но обычно используется конфигурация с тремя классами, где устанавливаются 525 кресел. На борту есть душ для пассажиров первого класса, бары, комнаты отдыха и магазин беспошлинной торговли. Одинаково доступен в зависимости от авиакомпании. Многие авиакомпании предлагают платный доступ в Интернет и телефонную связь.

Фюзеляж и кабина пилотов

Фюзеляж A380 разделен на две палубы, соединенные между собой двумя лестницами. Ширина последних позволяет двигаться пассажирам в обе стороны, не испытывая дискомфорта или тесноты. Основа фюзеляжа выполнена из углеволоконных композитов. Задняя секция имеет стабилизаторы, а внутри установлено служебное отделение с газотурбинной установкой и генератором.

Airbus A380 кабина пилотов

В передней части находится стеклянная кабина для двух пилотов. На приборной панели расположены мониторы с информацией о полете. Вместо классического штурвала используются джойстики, соединенные с рулями управления электроприводами, расположенные сбоку от кресел. Перед пилотами есть раскладывающийся стол с клавиатурой, а между креслами находятся дополнительные элементы управления.

Двигатели

Существует две основных модификации авиалайнера, различающиеся типом установленных двигателей. В первом случае используются четыре мотора Rolls-Royce Trent 970, во втором – это же количество, но Alliance GP7270. Обе модели соответствуют международным стандартам и не превышают допустимые значения шумности. По техническим характеристикам очень схожи и не имеют серьезных отличий, дающих заметное преимущество какому-либо из них.

Airbus A380 двигатель
Rolls-Royce Trent 970

Два из четырех двигателей имеют реверс тяги для уменьшения тормозного пути при посадке. Они работают на авиационном керосине, который находится в 13 баках, расположенных внутри крыла и горизонтального оперения. 41 насос отвечает за перекачку топлива, обеспечивая центровку и уменьшение лобового сопротивления путем перекачки жидкости между топливными баками.

Шасси

На A380 установлены пять стоек шасси. Для их выпуска и уборки применяется смешанный привод, включающий элементы гидравлики и исполнительных электроприводов. При убирании шасси закрываются специальными створками из композитов, что снижает риск поломки. Также положительно на безопасности сказывается использование четырех независимых систем управления.

Модификации Airbus A380

A380 был выпущен в нескольких модификациях, каждая из которых имеет свои особенности. Базовыми считаются A380-800, 842, 861 и 862. Они отличаются установленными двигателями, что сказывается на расходе топлива и некоторых летных характеристиках.

Модификации Airbus A380

Модели отличаются эффективной регулировкой температуры в салоне благодаря наличию 16 температурных зон. Производитель также выпустил другие версии самолетов с большим количеством отличий.

Модификации:

  • A380-800F – грузовой вариант A380, предназначенный для транспортировки грузов весом до 150 тонн на расстояние до 10370 км, производство было приостановлено вследствие слишком низких продаж базовой модели;
  • A380-900 – проект улучшенной версии A380, отличающейся увеличенной на 7 м длиной, повышенным взлетным весом до 590 тонн и расстоянием полета до 14200 км, вместимость пассажиров должна составлять 963 или 656 человек, в зависимости от модификации по количеству классов мест;
  • A380-1000 – последний представленный проект, подразумевающий увеличение длины самолета до 87 м и повышение количества пассажирских мест до 757 или 1073 единиц, ожидается выход в эксплуатацию до 2025 года;
  • A380plus – улучшенная модификация базовой A380, отличается повышенным количеством мест для пассажиров до 933 единиц в одноклассном варианте и сниженным расходом топлива, была отменена из-за отсутствия спроса на стандартную модель.

Некоторые базовые версии, предназначенные для личного использования, могут иметь свои отличительные особенности внутреннего устройства или технических возможностей, что не позволяет запускать их в серийном производстве.

Классы перелета в A380

Airbus A380 — это двухпалубный самолет, в котором имеется три просторных класса перелета. Интересно, но салон A380 имеет более высокое атмосферное давление в сравнении с аналогами, а также он намного тише. Большая ширина салона позволяет варьировать рассадку пассажиров. Типовой для Airbus A380 считается трехклассовая компоновка. Рассмотрим схему самолета, на примере, салона Airbus A380-800 Emirates. На верхней палубе располагается первый класс и бизнес-класс, вторая палуба отдана полностью под экономический класс.

Первый класс

Первый класс обеспечивает пятизвездочный сервис и комфортные места. Каждый пассажир получает свое индивидуальное купе с телевизором, розетками, мини-баром и креслом, которое раскладывается на 180 градусов. Купе можно закрыть для большей приватности. Пассажиров кормят из изысканного меню, а также доступна душевая кабина для использования во время полета.

Бизнес-класс

Для комфорта пассажиров бизнес-класса предусмотрены удобные сиденья, немного шире обычных, а расстояние между ними увеличено. При желании, сиденья легко трансформируются в кровать, что особенно удобно во время долгих перелетов. Каждый пассажир может наслаждаться индивидуальным мини-баром, розеткой, бесплатным доступом в интернет и планшетом, на котором можно смотреть фильмы или играть в игры. Для максимального комфорта, каждый пассажир имеет свои проводные наушники, что позволяет не мешать другим пассажирам во время полета и наслаждаться любимым ТВ-шоу или футбольным матчем на нужной громкости. Кроме того, пассажиры могут воспользоваться услугами бармена, который готов с радостью приготовить любимый коктейль.

Эконом-класс

Эконом-класс занимает всю нижнюю палубу. Благодаря широкому и просторному салону расстояние между рядами составляет 86 см. В данной комплектации всего предусмотренно 399 вполне удобных мест. Каждый пассажир купивший билет в эконом-класс может рассчитывать на обед, собственный монитор, розетку, USB-порт, различные видео развлечения, регулируемый подголовник, а также широкий обеденный столик и подставку для коктейлей, которая расположена в зафиксированном подлокотнике. Интернетом можно пользоваться только за дополнительную оплату.

Qatar Airways Airbus A350-1000

Авиакомпания Qatar Airways постоянно внедряет новые технологии и старается создать для вас ни с чем не сравнимый опыт путешествия воздушным транспортом. Как стартовый заказчик авиалайнера A350-1000 мы будем рады приветствовать вас на борту самого технологичного самолета в небе.

Airbus A350 авиакомпании Qatar Airways

Самолет Airbus A350 авиакомпании Qatar Airways оснащен современнейшей технологией и широкофюзеляжным корпусом. Опыт путешествия поднят на новую высоту, обеспечивающую максимальный комфорт и эффективность полета.

Airbus A380 авиакомпании Qatar Airways

Самолет Airbus A380 авиакомпании Qatar Airways оборудован тремя классами кресел в первом классе, бизнес-классе и экономическом классе, расположенными на двух палубах. Это самый большой пассажирский самолет в мире.

Airbus A320 авиакомпании Qatar Airways

В бизнес-классе нашего самолета Airbus A320 элегантность, простор и первоклассное обслуживание сочетаются с новейшими технологиями.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Ирина С.

    Все не плохо, летала раньше часто, люблю аэрбасы лучше боингов. Но последний раз уж очень гудел при взлёте, ни разу такого гула не слышала, было не приятно, но на эшелоне гул исчез и потом при посадке не возникал, не знаю что это было. В целом нормальный самолёт.