Самолеты

Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Airbus A330

Airbus A330 – популярный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер, представленный на рынке в нескольких модификациях. Самолет активно используется многими крупными авиакомпаниями для выполнения перелетов на дальние расстояния. Самым большим в семействе стал A330-300, который также получил наибольшее распространение.

История создания самолета Airbus A330

В 1972 году были начаты работы по подготовке проекта нового широкофюзеляжного самолета, получившего название A300 B9, который должен был стать удлиненной версией модели A300 B2 и вмещать до 322 человек. Анализ мирового рынка, проведенный спустя год, показал необходимость создания еще более вместительного авиалайнера.

Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Airbus A330

На основе этого был разработан проект машины A300 B11 на турбореактивных двигателях. В ходе работ самолету присвоили наименование TA9, ссылаясь на Twin Aisle, что обозначало наличие двух проходов. К 1986 году проект получил свое настоящее имя – A330.

Официальное начало разработки самолета датируется июнем 1987. Суть программы заключалась в необходимости создания авиалайнера для выполнения регулярных рейсов на дальние расстояния. Он должен был вытеснить Boeing с рынка, лишив его монополии. Первые две версии Аэробус А330 под номерами 200 и 300 были идентичными.

Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Airbus A330

Различия касались только габаритов и количества посадочных мест. Выпуск настолько схожих моделей оказался удачным, так как позволил авиакомпаниям экономить на расходах и техническом обслуживании. Конструкции обоих самолетов базировались на корпусе от A300, который предварительно был удлинен, и некоторых технических элементах от A320.

Публике впервые представили A330 в версии 300 в октябре 1992 года. А в начале ноября опытный образец поднялся в небо. В течение двух последующих лет проходили летные испытания. К декабрю 1994 все тесты были завершены, а самолет признали готовым к производству. Через три года первый полет совершила двухсотая модель A330.

После успешного старта продаж Airbus предложил использовать его в качестве основы для A350, заменив на нем только крыло, носовое отделение и двигатели. От идеи вскоре отказались, так как она подверглась серьезной критике. 14 июля 2014 года компания объявила о намерении выпустить обновленную версию самолета под обозначением A330neo. Его эксплуатация началась в 2018 году.

Где производится авиалайнер

Запуск массового производства Airbus A330 выдвигал новые требования к заводам. Компаниям, отвечающим за поставки отдельных элементов, пришлось инвестировать большие средства. British Aerospace, выпускающей крылья, потребовалось произвести модернизацию производственных помещений стоимостью £12 000 000, причем общие ее затраты на проект превысили £450 000 000. Немецкой MBB пришлось потратить $255 000 000, чтобы обновить свои заводы и начать изготавливать элементы нужного качества в срок.

Широкофюзеляжный пассажирский самолёт Airbus A330

Самые большие затраты на производстве пришлось понести при создании сборочного участка Airbus во французской Тулузе. Всего в нее было вложено $411 000 000. Здесь происходит окончательная сборка A330. Некоторые элементы производятся там же, но многие доставляются из других стран с помощью морских или воздушных судов.

Схема салона Airbus A330

Салоны A330 оснащены всем необходимым для комфортного перелета. В них есть продвинутая вентиляция, обеспечивающая оптимальный температурный режим и чистоту воздуха. Освещение разделено на два типа: общее и индивидуальное.

Схема салона Airbus A330-200

Первое светит внутри салона, а второе подстраивается под каждого пассажира. На спинках кресел расположены экраны, где можно смотреть фильмы, клипы или фотографии с камеры, установленной на передней части самолета. Также есть возможность подключения к интернету.

Схема салона Airbus A330-300

Каждая версия самолета имеет разную вместительность. В России наиболее популярны три версии с двухклассной компоновкой, объединяющей бизнес и эконом классы. Их вместимость составляет 296 мест (28+268), 301 место (36+265) или 302 места (34+268). Максимальное количество пассажиров, которое может перевезти самолет, равно 440 человекам.

Лучшие места в бизнес-классе

Кресла бизнес-класса предлагают более широкое сиденье и обеспечивают повышенный комфорт. При использовании 296 местной компоновки в самолете, спинки могут быть откинуты, превращая кресло в кровать.

Airbus A330 лучшие места в бизнес классе

Все кресла в бизнес-классе считаются удачными, кроме первого и последнего ряда. Поэтому можно выбирать практически любое кресло, не беспокоясь о комфорте — он всегда будет на высоком уровне.

Лучшие места в экономклассе

Эконом-класс следует сразу после бизнес-класса. Независимо от расположения мест в самолете, удачные места в экономе примерно одинаковы. Обычно салон эконом-класса разделен на две части, ряды начинаются с 11 и заканчиваются на 45. Сиденья в эконом-классе не такие комфортные, как в бизнес-классе, но все же достаточно удобные. На спинках есть мониторы для просмотра фильмов, а в подлокотниках — блоки управления мультимедийными функциями.

Airbus A330 лучшие места в эконом классе

Самыми удобными местами считаются кресла в 11-м и 29-м рядах (A, C, H, K). Они расположены посередине между более оживленными точками, к которым постоянно кто-то ходит. Поэтому уровень беспокойства для пассажиров, попавших на них, минимален. Перед ними есть разделительные перегородки, что увеличивает пространство перед человеком и позволяет свободно вставать с места, не создавая неудобств окружающим.

Чуть менее комфортными считаются места D, E, F, G, расположенные на этих же рядах. Остальные кресла имеют определенные неудобства или условные недостатки, проявляющиеся не в каждом полете.

Плохие места

В бизнес-классе неудачным можно назвать первый ряд. Больше всего страдают те, кто сидит на местах A, C, H, K.  Они расположены возле гардеробных отсеков, из-за чего пассажиров могут беспокоить лишнее хождение и шум. То же касается кресел D и G, которые находятся напротив кухонной подсобки.

Airbus A330 плохие места в бизнес классе

Пассажиры с последнего ряда на местах A, C, K или H испытывают аналогичные неудобства, так как сидят в непосредственной близости от туалетных кабинок. Также сразу после их кресел установлены эвакуационные выходы, из-за чего откинуть спинку не получится.

Экономкласс менее комфортен изначально, но и здесь можно испытать заметные неудобства от неправильно подобранного места. Неудачными считаются кресла A, C, H и K на рядах с 43-его по 45-й. На последнем уровень дискомфорта будет наиболее выраженным. Это связано с тем, что сразу после него расположен туалет, куда постоянно кто-то ходит и где порой скапливаются очереди.

Airbus A330 плохие места в эконом классе

Также на 45-ом ряду начинается сужение фюзеляжа, а расстояние между креслами заметно уменьшается, оставляя меньше свободного пространства. Неудобства будут преследовать пассажиров на местах A, C, H, K, расположившихся в 27-х и 4х рядах, или D, E, F, G, севших на 28-ые и 45-ые ряды. Проблема этих кресел в близости к перегородкам или аварийным выходам, которые запрещают откидывать спинки назад.

При выборе билета стоит обратить внимание на наличие мест для детей. Они имеют специальные крепления для кресел или кроваток. Некоторые пассажиры могут испытывать дискомфорт от соседства с маленькими детьми, поэтому это индивидуальный фактор.

Летно-технические характеристики

Модификации самолета отличаются незначительно. Версия 200 имеет размеры 58,82×17,39 м, а модель 300 – 63,69×16,83 м. Ширина фюзеляжа одинакова и равна 5,64 м. Размах крыла составляет 60,3 м при угле стреловидности 30°, а его площадь — 361,6 м². Предельная взлетная масса для обеих моделей равна 242 тоннам. Посадочный вес для версии 200 не превышает 182 тонн, а для модели 300 – 187 тонн. Собственный вес соответственно составляет 119,6 и 124,5 тонн.

Airbus A330 технические характеристики

На каждой из моделей возможно установить различные двигатели, имеющие тягу от 70000 до 72000 кгс, однако это не отражается на базовых характеристиках. Крейсерская скорость для всех моделей составляет 871 км/ч, а предельная скорость ограничена 913 км/ч. Дальность полета для версии 200 составляет 13400 км, а для версии 300 — 11300 км, а максимальная высота полета — 13000 м.

Конструктивные особенности

A330 представляет собой двухмоторный широкофюзеляжный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Большая часть конструкции, включая элементы управления и топливные баки, состоит из композиционных материалов. Фюзеляж имеет диаметр 5,64 м, как в модели A300. Внутри салона есть два прохода с расположением сидений в три линии. Кабина пилотов стеклянная и оборудована информативной приборной панелью. Также имеется специальная комната отдыха для экипажа и отдельная зона для стюардесс. Шасси A330 трехопорное.

Airbus A330 чертеж
Airbus A330 чертеж

Существует несколько типов двигателей, которые могут быть установлены на самолеты. Доступны три варианта:

  • PW4000 (Pratt Whitney);
  • Trent 700 (Rolls-Royce);
  • CF6-80E1 (General Electric).

Тяга их составляет 70000, 71100 и 72000 кгс соответственно. На самолет устанавливают два двигателя под крылом рядом с фюзеляжем. Определение модели зависит от заказчика и региона.

Модификации

За время эксплуатации A330 было выпущено несколько его модификаций, часть которых активно используются до сих пор и имеют перспективы. Каждая из них получила свои особенности, выгодно выделяющие ее на фоне остальных.

Модификации самолета А330

Выпущенные модификации:

  1. A330-100 – первый вариант самолета, предназначенный для замены A300 и A310, имел не такой длинный фюзеляж для равенства по пассажировместимости, но оказался неудачным и не поступил в серийное производство;
  2. A330-200 – уменьшенная модель, использующаяся для перевозки 253-х пассажиров, строилась на базе трехсотой версии и была укорочена на шесть метров, но получила увеличенный киль для минимизации момента рыскания;
  3. A330-200F – грузовая версия авиалайнера, выпущенная в 2009 году с целью поддержать интерес к базовой модели, может перевозить груз весом до 65 тонн на расстояние до 7400 км, отличается также переработанной стойкой передней опоры шасси;
  4. A330-200HGW – специальная модель A330 с повышенной взлетной массой, выпущенная для конкурирования с Boeing 787, способна перевозить на 3,4 тонны больше либо пролетать на 560 км дальше, исходя из выбора авиакомпании;
  5. A330-300 – самая распространенная версия самолета, получила удлиненный фюзеляж и повышенное количество мест для пассажиров, при некоторых компоновках может перевозить до 440 человек и имеет большое грузовое отделение;
  6. A330-300X – улучшенная версия трехсотой модели, отличается увеличенной дальностью полета, точной информации о технических показателях производителем публике не предоставлено;
  7. A330 P2F – переработанный трехсотый A330 под грузовой самолет, имеет грузоподъемность до 61 тонны, его дальность полета составляет до 6600 км, также предполагается выпуск модели на базе двухсотой;
  8. A330-800neo – новая версия A330 на замену двухсотой с использованием технологии neo, получила обновленные двигатели Trent 7000, может пролетать до 13900 км и перевозить до 406 пассажиров;
  9. A330-900neo – замена для трехсотой модели, отличается современными моторами Trent 7000 с тягой 72000 кгс, дальностью полета до 12130 км, улучшенной аэродинамикой и новым законцовками крыла, вмещает до 440 человек;
  10. A330 MRTT – многоцелевой военный транспортник-заправщик, разрабатываемый для ВВС США, может использоваться с целью перевозки тяжелых грузов или осуществления дозаправки авиации в воздухе;
  11. A330-200 MRTT/FSTA и KC-30 – проект второй версии многоцелевого транспортника-заправщика и заправщика будущего, последний обозначается также как KC-30, предназначены для оказания помощи военной авиации.

Каждая модель обладает своими преимуществами. Разрабатываемые и только начавшие распространяться версии neo и военные модификации имеют все шансы получить популярность и поднять интерес к модели среди крупных авиакомпаний.

A330 – один из самых удачных проектов Airbus. Выпущенный самолет выполняет авиаперевозки более двадцати лет и серьезные обновления, представленные в новых моделях авиалайнера, позволят ему вновь конкурировать с похожими моделями других производителей. Также в ближайшие годы могут появиться следующие модификации, основанные на улучшенных A330neo.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Вероника

    Было полезно для меня узнать историю и то сколько модификаций перетерпел этот самолет. Насколько я слышала это один из самых продуманных, надежных и безопасных экземпляров. Мне бы все-таки хотелось еще узнать где самые большие шансы спастись в случае чего, правда ли, что в хвосте?