Самолеты

Учебный боевой самолет Aero L-39 Albatros

Aero L-39 Albatros – чехословацкий учебно-тренировочный самолет (УТС), разработанный для первичного обучения будущих летчиков. Он применяется для пилотирования в любых метеоусловиях, включая сложные, и отрабатывания необходимых навыков ведения боя, перехвата вражеской авиации и атаки по наземным объектам. Инструктор во время полета может активировать имитацию отказа отдельных систем для оттачивания действий курсанта в экстренной ситуации. Самолет имеет несколько модификаций, расширивших его назначения. Всего было выпущено около трех тысяч копий.

История создания

В 1956 году Чехословакия выпустила самолет L-29, который стал победителем конкурса реактивной учебной авиации для стран ОВД. Он отличался простым управлением и неприхотливостью в обслуживании, из-за чего понравился летчикам. Но низкий потенциал модернизации, сочетающийся с крайне быстрым развитием авиатехники, привел к необходимости создания нового учебного самолета.

Первый летный прототип L-39 (X-02)
Первый летный прототип L-39 (X-02)

Работы над следующей машиной начались в Чехословакии, которая после удачного L-29 стала негласным лидером стран ОВД в области учебной авиации. Требования к новому самолету прорабатывались Министерством обороны вместе с представителями союзных государств, включая СССР. Предварительное техническое задание было готово уже к январю 1964 года.

В нем указывалось, что разрабатываемый самолет должен иметь положительные качества L-29, но обзавестись повышенной тяговооруженностью и высокой надежностью при эксплуатации на грунтовых аэродромах. Также выдвигались требования к кабине, которую следовало сделать аналогичной боевой авиации, скорости и взлетной массе, достигающим минимум 700 км/ч и 3400 кг соответственно.

Прототип L-39 (X-02) на взлетной полосе
Первый летный прототип L-39 (X-02)

Окончательное техническое задание со всеми доработками выдвинули 15 июля 1964 года, а за самолетом закрепили обозначение L-39 Albatros. Руководителем разработки стал Ян Влчек, а все работы проводились на новом заводе Aero Vodochody.

Изначально предполагалось установить на самолет два двигателя, но позже от этой идеи пришлось отказаться, чтобы упростить обслуживание машины и снизить расход топлива. Планировалось использовать чехословацкий M-720, но руководство СССР настаивало на выборе в пользу АИ-25, что и было в итоге сделано.

С 1964 по 1966 годы конструкторы разрабатывали множество вариантов корпуса. После проведения первичных испытаний было понятно, что большинство идей не удовлетворяют выдвинутым требованиям. Опытным путем к 1967 году выбрали окончательный вариант проекта, по которому создали первый макет самолета. Для проведения государственных испытаний было выпущено семь прототипов L-39. Несмотря на события Пражской весны, разработка продолжалась без проблем.

Прототип L-39 (X-02)
Первый летный прототип L-39 (X-02) в музее ВВС Чехии

Испытания прошли успешно, но обнаружились недостатки, которые требовали доработок. В 1972 году прототипы были модернизированы с помощью советских АИ-25ТЛ, а также были внесены изменения в конструкцию и некоторые системы. В 1974 году готовый самолет был отправлен в СССР для государственных испытаний, которые в конечном итоге удовлетворили руководство страны.

В том же году началось массовое производство L-39, продолжавшееся до 1999. Параллельно с выпуском базовых версий конструкторы занимались созданием различных модификаций, но в серию отправились лишь некоторые. За все время с конвейера сошло почти три тысячи самолетов, включая 2280 учебных, из которых 2080 были переданы СССР.

 

Летно-технические характеристики

Самолет рассчитан на одного или двух человек, в зависимости от типа модификации. Его длина составляет 12,13 м, а высота – 4,47 м. Размах крыла равняется 9,46 м, по площади оно занимает 18,8 м². Масса пустого L-39 не превышает 3395 кг, нормальным весом для взлета считается 4337 кг. Предельным показателем является отметка в 4700 кг для асфальтированных ВПП и 4600 кг для грунтовых аэродромов.

Летно-технические характеристики L-39
L-39C. Схема.

Технические характеристики обеспечиваются двигателем АИ-25ТЛ, выдающем тягу до 1720 кгс. Крейсерская скорость составляет 390 км/ч, максимальная при горизонтальном полете достигает 760 км/ч, а при наклоне допустимые показатели ограничиваются запасом прочности на 900 км/ч. Предельная перегрузка: +8/-4 g. Скороподъемность при низкой высоте достигает 22 м/с. Самолет может набрать высоту 6 км за 6,4 мин, а подняться на 10 км получится за 16,9 мин. Скорость сваливания после выпуска закрылок и шасси составляет 160 км/ч.

L-39 может пролететь до 1015 км, если у него полностью заправлены баки, вмещающие до 1014 кг топлива. При полете в перевернутом режиме он способен держаться до 20 секунд. Практический потолок ограничен 11500 м. Для взлета требуется разбег не менее 480 м, а при посадке – пробег от 650 м.

На борту могут быть две бомбы и несколько ракет разных типов, как управляемые, так и неуправляемые, прикрепленные к крыльевым держателям. Различные комбинации могут быть использованы, например, 32 ракеты С-5 и две УБ-16-57У.

Конструкция

L-39 представляет собой цельнометаллический моноплан, имеющий прямое крыло с нижним расположением и горизонтальным оперением. Его аэродинамическая схема относится к нормальному типу, а шасси стало трехопорным.

Конструкция самолета Л-39
Конструкция самолета Л-39

Фюзеляж

Фюзеляж самолета состоит из двух разъединяющихся элементов – передней и хвостовой части. Они скреплены специальными рамами. В первой расположены несколько отделений, среди которых гермокабина, обтекатель, а также четыре отсека: носовой, топливный, моторный и радиоэлектронный. Внутри фюзеляжа расположено пять баков для топлива мягкого типа, к которым проведены два воздушных канала от двигателей. Хвостовая часть цельная и может быть снята только полностью. В ней располагаются удлинительные моторные трубы и реактивное сопло.

Крыло

Трехлонжеронное прямое трапециевидное крыло крепится к фюзеляжу в 4 точках. Основные стойки шасси расположены на среднем лонжероне, а двухщелевые закрылки на заднем. Элероны оснащены триммерами-компенсаторами. Расположены тормозные щитки между передним и средним лонжеронами, срабатывающие автоматически при определенной скорости. На законцовках крыла размещены топливные баки, разделенные на 3 отдела. Фары, антенны и различные блоки установлены спереди и сзади крыла, а также на крыльях есть приемники воздушного давления. Два балочных держателя для ракет или бомб расположены снизу.

Хвостовое оперение самолета

Киль трапециевидного оперения относится к двухлонжеронному типу и имеет набор стрингеров и нервюр. На последних располагаются поворотные узлы для руля направления, дополненного аэродинамической компенсацией при отсутствии триммера. К задней части фюзеляжа прикреплен стабилизатор, имеющий сквозной элемент посередине. Руль высоты получил два триммера. Первый работает в автоматическом режиме, а второй управляется кнопками из кабины. Для снижения усилия на ручке был установлен пружинный бустер.

Шасси L-39

Во время полета трехопорное шасси может быть убрано с помощью гидравлической системы. Основные стойки складываются между средним и задним лонжеронами. Передняя стойка перемещается в носовое отделение фюзеляжа. Колеса основного шасси являются тормозными и бескамерными, а на передней стойке установлена другая модель самоориентирующегося нетормозного типа. Тормоза на колесах работают на гидравлическом принципе. Амортизаторы стоек состоят из азота и масла.

Двигатель АИ-25ТЛ

Двигатель АИ-25ТЛ – двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель с 12-ступенчатым компрессором и трехступенчатой газовой турбиной, оснащенной камерой сгорания кольцевого типа, специальной трубой удлинения и реактивным соплом.

Двигатель АИ-25ТЛ
Двигатель АИ-25ТЛ

Для запуска двигателя используется воздушный стартер, а перегрев предотвращается благодаря специальному механизму РТ-12-9. АИ-25ТЛ комплектуется вспомогательной силовой установкой «Сапфир-5», которая имеет одноступенчатый компрессор. Для запуска установки используется электростартер, питающийся от бортового аккумулятора.

Топливная система

Внутри фюзеляжа расположены пять мягких баков, которые являются основной топливной системой. Емкость каждого бака составляет 1100 литров. Дополнительно установлены две емкости на законцовках крыльев, каждая по 100 литров. Основные баки заправляются через одну горловину, а крыльевые имеют свои отдельные горловины. В пятом баке, который является расходным, установлен насос подкачки. Количество топлива контролируется емкостным топливомером.

Противопожарная система

На борту есть специальная система ССП-2И с блоком БИ-2И для борьбы с пожарами. Она подключена к шести датчикам и мгновенно сообщает пилотам о возгорании. В систему входит огнетушитель из метилена, этила и фреона, который защищает моторный отсек. Активация системы осуществляется вручную на приборной панели.

Гидравлическая система

В самолете гидравликой управляют шасси и закрылки, осуществляют торможение и выпуск аварийной турбины. Гидронасос подает энергию в нужном направлении. При отказе основной гидросистемы активируется аварийная, которая позволяет управлять закрылками, выпускать шасси, тормозить и запускать турбину. Она работает некоторое время даже после отказа двигателя, что позволяет приземлиться в аварийной ситуации.

Электрооборудование

Основным источником электричества на корабле является генератор ВГ-7500Я мощностью 9000 Вт, который оборудован регулирующей аппаратурой и аккумуляторной батареей. В случае необходимости, можно использовать запасной генератор ЛУН 2117.02 с ограниченной мощностью 3000 Вт. Для питания переменного тока на борту установлены два преобразователя. Для подключения к наземному источнику электроэнергии используется специальный штепсельный разъем в соответствии с РЛЭ.

Пилотажно-навигационное оборудование

L-39 имеет комбинированные указатели скоростных показателей, высотомер, авиагоризонт, компас, вариометр, радиовысотомер и другие приборы для управления самолетом и навигации в воздухе.

Кабина L-39

В каждой из кабин установлены они. Некоторые из них питаются от приемников воздушных давлений. В инструкторской кабине есть специальное оборудование для имитации аварийных ситуаций.

Радиоэлектроника

К радиоэлектронному оборудованию на борту L-39 относятся: радиосвязное, радионавигационное и радиотехническое. Первое включает радиостанцию, автономное переговорное устройство и антенну для связи. Второе состоит из приборов ближней навигации и посадки, компаса, высотомера и маркерного радиоприемника. Третье включает комплект СР0-2М, антенны и пульт управления со щитком «взрыв-бедствие».

Кислородное оборудование

L-39 отличается двухместной гермокабиной с вентиляцией, пневматическими шлангами и воздушным наддувом. Кондиционирование стандартное, подразумевающее смешивание горячих и холодных потоков воздуха. С помощью регулятора давления свободная вентиляция осуществляется при условии нахождения самолета на высоте до 2 км, после чего наддув возрастает. Также имеется кондиционирование индивидуального типа для каждого пилота, причем она присутствует даже на костюмах. На учебных L-39 устанавливают специальное оборудование ККО-5, работающее на высоте до 40 км.

Средства аварийного покидания самолёта

Специальные элементы расположены спереди и сзади кабины, чтобы откидывать фонарь. Катапультное устройство оснащено креслом с парашютом, механизмом выстрела и ракетным двигателем. Для избежания столкновений при одновременном запуске пилотов используется электрическая система последовательного запуска. При использовании самолета над водой экипажу выдают спасательные жилеты.

Вооружение

Воздушное судно может применяться для бомбардировки с использованием ракетного вооружения, как управляемого, так и неуправляемого. На борту установлено прицельное и фотоконтрольное оборудование, которое обеспечивает точное поражение целей при сбросе бомб, правильное наведение ракет и фотографирование действий.

Вооружение Aero L-39 Albatros
Вооружение Aero L-39 Albatros

Две балочные держатели используются для подвешивания оружия, включая одиночные ракеты, многоствольные блоки и пусковые устройства. Самолет также оснащен сигнальными ракетами. Оружие может быть применено только при скорости выше 310 км/ч, а инструктор может заблокировать определенные цели при необходимости.

Модификации

За время разработки и эксплуатации L-39 было выпущено более десяти вариантов. Некоторые из них остались проектами, не попавшими на конвейер. Больше всего было выпущено самолетов в базовой модификации. Она предназначалась для обучения пилотов.

Учебный боевой самолет Aero L-39 Albatros

Модификации L-39:
• L-39C – базовая версия самолета, применялась для первичной и основной летной подготовки.
• L-39CM – модернизированная модель L-39C. Она получила некоторые доработки, улучшающие эксплуатацию.
• L-39ZO – учебная модификация с наличием на борту вооружения на четырех подвесках. Была разработана в 1976 году, может применяться в виде легкого штурмовика.
• L-39ZA – улучшенная версия 39ZO, получившая под фюзеляжем дополнительную пушку ГШ-23 с двумя стволами.
• L-39ZAM – модернизация вооруженного учебного самолета с пушкой ГШ-23. Отличалась внесением мелких изменений.
• L-39V – специальная модель L-39, оборудованная для осуществления буксировки воздушных мишеней, использующихся для обучения стрельбе.
• Л-39Д – украинский L-39, предназначенный для гражданской эксплуатации. Отличается полной демилитаризацией.
• Л-39М1 – учебная версия самолета из Украины с замененным двигателем на АИ-25ТЛШ с повышенной тягой и улучшенными ЛТХ. Выпущена в 2009 году.
• Л-39М – новый украинский L-39 с бортовым тренажером БТК-39, позволяющим создать имитацию работы прицельного комплекса МиГ-29. Используется с 2015 года.
• L-39MS (L-59 Super Albatros) – версия самолета с турбореактивным двигателем DV-2 с повышенной тягой. Новой электронной начинкой и улучшенной катапультой.
• L-159 – самолет, основанный на базе L-59, стал идейным продолжением L-39 и получил двигатели F124. Был представлен в 2001 году.
• L-39NG – опытный образец самолета на двигателе Williams FJ44. Находится на стадии государственных испытаний.

Использовав конструкцию L-39, румынские изобретатели разработали свой самолет IAR-99 для обучения летчиков. Он условно тоже может считаться одной из модификаций чехословацкого учебного самолета. В эксплуатацию его ввели в 1987 году, заменив имеющиеся L-29 на L-39.

Страны-эксплуатанты и боевое применение

Последние сведения о работоспособных и эксплуатируемых L-39 датируются 2016 годом. На тот момент он стоял на вооружении 37-и стран, включая Россию, Украину, Белорусь, Азербайджан, Грузию, КНДР, Египет, Чехию и Болгарию. Ранее самолет использовался Ираком, Латвией, Венгрией, Румынией и рядом других государств.

Самолет L-39 на учении
Основным применением для L-39 стало обучение пилотов. Но возросшая популярность, сочетающаяся с легкой управляемостью, привлекла внимание к самолету в качестве спортивной машины. Он использовался пилотажными группами из США, Канады, Франции, Латвии и России.

Самолеты участвовали в гражданской войне в Ливии, где произошел конфликт между двумя племенами. Также L-39 применялись в ходе боевых действий на территории Афганистана. Тогда на них совершили 11 вылетов. Несколько раз самолет использовался военными Эфиопии для выполнения различных задач.

L-39 сумел превзойти L-29, на котором был основан, и получил много положительных отзывов от пилотов. Он отличился простотой управления и хорошими характеристиками, которые позволили обучать будущих летчиков с максимальной результативностью. Многие страны используют этот самолет до сих пор, что говорит о его успехе на мировом рынке. Не исключено, что тестируемый L-39NG получит не меньшую популярность и будет закуплен многими странами для использования в учебных заведениях.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Дмитрий

    Не знал, что данный самолёт стоял на вооружении стольких стран. А он до сих пор используется в России и Беларуси или был переход на более новые и функциональные модели?