Учебный боевой самолет Aero L-39 Albatros

СОДЕРЖАНИЕ
0
3 просмотров
26 августа 2019

Aero L-39 Albatros – чехословацкий учебно-тренировочный самолет (УТС), разработанный для первичного обучения будущих летчиков. Он применяется для пилотирования в любых метеоусловиях, включая сложные, и отрабатывания необходимых навыков ведения боя, перехвата вражеской авиации и атаки по наземным объектам. Инструктор во время полета может активировать имитацию отказа отдельных систем для оттачивания действий курсанта в экстренной ситуации. Самолет имеет несколько модификаций, расширивших его назначения. Всего было выпущено около трех тысяч копий.

История создания

В 1956 году Чехословакия выпустила самолет L-29, который стал победителем конкурса реактивной учебной авиации для стран ОВД. Он отличался простым управлением и неприхотливостью в обслуживании, из-за чего понравился летчикам. Но низкий потенциал модернизации, сочетающийся с крайне быстрым развитием авиатехники, привел к необходимости создания нового учебного самолета.

Первый летный прототип L-39 (X-02)

Первый летный прототип L-39 (X-02)

Работы над следующей машиной начались в Чехословакии, которая после удачного L-29 стала негласным лидером стран ОВД в области учебной авиации. Требования к новому самолету прорабатывались Министерством обороны вместе с представителями союзных государств, включая СССР. Предварительное техническое задание было готово уже к январю 1964 года.

В нем указывалось, что разрабатываемый самолет должен иметь положительные качества L-29, но обзавестись повышенной тяговооруженностью и высокой надежностью при эксплуатации на грунтовых аэродромах. Также выдвигались требования к кабине, которую следовало сделать аналогичной боевой авиации, скорости и взлетной массе, достигающим минимум 700 км/ч и 3400 кг соответственно.

Прототип L-39 (X-02) на взлетной полосе

Первый летный прототип L-39 (X-02)

Окончательное техническое задание со всеми доработками выдвинули 15 июля 1964 года, а за самолетом закрепили обозначение L-39 Albatros. Руководителем разработки стал Ян Влчек, а все работы проводились на новом заводе Aero Vodochody.

Изначально предполагалось установить на самолет два двигателя, но позже от этой идеи пришлось отказаться, чтобы упростить обслуживание машины и снизить расход топлива. Планировалось использовать чехословацкий M-720, но руководство СССР настаивало на выборе в пользу АИ-25, что и было в итоге сделано.

С 1964 по 1966 годы конструкторы разрабатывали множество вариантов корпуса. После проведения первичных испытаний было понятно, что большинство идей не удовлетворяют выдвинутым требованиям. Опытным путем к 1967 году выбрали окончательный вариант проекта, по которому создали первый макет самолета. Для проведения государственных испытаний было выпущено семь прототипов L-39. Несмотря на события Пражской весны, разработка продолжалась без проблем.

Прототип L-39 (X-02)

Первый летный прототип L-39 (X-02) в музее ВВС Чехии

Испытания проходили успешно, но каждый раз выявлялись недостатки, требующие доработок. К 1972 году прототипы получили улучшенные советские АИ-25ТЛ. Также было внесено множество изменений в конструкцию и некоторые системы. К 1974 году готовый вариант самолета отправили в СССР для проведения государственных испытаний, которые в итоге удовлетворили руководство страны.

В том же году началось массовое производство L-39, продолжавшееся до 1999. Параллельно с выпуском базовых версий конструкторы занимались созданием различных модификаций, но в серию отправились лишь некоторые. За все время с конвейера сошло почти три тысячи самолетов, включая 2280 учебных, из которых 2080 были переданы СССР.

Вам доводилось летать на самолете Aero L-39 Albatros
ДаНет

Летно-технические характеристики

Самолет рассчитан на одного или двух человек, в зависимости от типа модификации. Его длина составляет 12,13 м, а высота – 4,47 м. Размах крыла равняется 9,46 м, по площади оно занимает 18,8 м². Масса пустого L-39 не превышает 3395 кг, нормальным весом для взлета считается 4337 кг. Предельным показателем является отметка в 4700 кг для асфальтированных ВПП и 4600 кг для грунтовых аэродромов.

Летно-технические характеристики L-39

L-39C. Схема.

Технические характеристики обеспечиваются двигателем АИ-25ТЛ, выдающем тягу до 1720 кгс. Крейсерская скорость составляет 390 км/ч, максимальная при горизонтальном полете достигает 760 км/ч, а при наклоне допустимые показатели ограничиваются запасом прочности на 900 км/ч. Предельная перегрузка: +8/-4 g. Скороподъемность при низкой высоте достигает 22 м/с. Самолет может набрать высоту 6 км за 6,4 мин, а подняться на 10 км получится за 16,9 мин. Скорость сваливания после выпуска закрылок и шасси составляет 160 км/ч.

L-39 может пролететь до 1015 км, если у него полностью заправлены баки, вмещающие до 1014 кг топлива. При полете в перевернутом режиме он способен держаться до 20 секунд. Практический потолок ограничен 11500 м. Для взлета требуется разбег не менее 480 м, а при посадке – пробег от 650 м.

На борту может присутствовать вооружение в виде двух бомб, а также нескольких ракет управляемого или неуправляемого типа на крыльевых держателях. Возможно использование различных комбинаций. Например, с установкой 32-х ракет С-5 и двух УБ-16-57У.

Конструкция

L-39 представляет собой цельнометаллический моноплан, имеющий прямое крыло с нижним расположением и горизонтальным оперением. Его аэродинамическая схема относится к нормальному типу, а шасси стало трехопорным.

Конструкция самолета Л-39

Конструкция самолета Л-39

Фюзеляж

Фюзеляж самолета состоит из двух разъединяющихся элементов – передней и хвостовой части. Они скреплены специальными рамами. В первой расположены несколько отделений, среди которых гермокабина, обтекатель, а также четыре отсека: носовой, топливный, моторный и радиоэлектронный. Внутри фюзеляжа расположено пять баков для топлива мягкого типа, к которым проведены два воздушных канала от двигателей. Хвостовая часть цельная и может быть снята только полностью. В ней располагаются удлинительные моторные трубы и реактивное сопло.

Крыло

Прямое трапециевидное крыло относится к трехлонжеронным. Оно прикрепляется к фюзеляжу в четырех точках. На среднем лонжероне установлены механизмы, отвечающие за основные стойки шасси. На заднем закреплены двухщелевые закрылки, которые могут находиться в трех фиксированных положениях. На элеронах есть триммеры-компенсаторы. В промежутке от переднего до среднего лонжерона расположились тормозные щитки, срабатывающие автоматически при достижении определенной скорости. На законцовках крыла монтированы топливные баки, разделенные на три отдела. Топливо расположено только в среднем, а спереди и сзади установлены фары, антенны и разные блоки. Также на крыльях есть приемники воздушного давления, а снизу расположены два балочных держателя для ракет или бомб.

Хвостовое оперение самолета

Киль трапециевидного оперения относится к двухлонжеронному типу и имеет набор стрингеров и нервюр. На последних располагаются поворотные узлы для руля направления, дополненного аэродинамической компенсацией при отсутствии триммера. К задней части фюзеляжа прикреплен стабилизатор, имеющий сквозной элемент посередине. Руль высоты получил два триммера. Первый работает в автоматическом режиме, а второй управляется кнопками из кабины. Для снижения усилия на ручке был установлен пружинный бустер.

Шасси L-39

Трехопорное шасси может убираться на время полета с помощью гидравлической системы. Основные стойки складываются внутрь отделений между средним и задним лонжеронами. Передняя сдвигается в носовое отделение внутри фюзеляжа. Колеса основных шасси тормозные и бескамерные. На передней стойке установлена другая модель самоориентирующегося нетормозного типа. Тормоза на колесах гидравлические. Стойки имеют азотно-масляные амортизаторы.

Двигатель АИ-25ТЛ

Используемый двигатель АИ-25ТЛ относится к двухконтурным двухвальным турбореактивным. Он имеет 12-ступенчатый компрессор и трехступенчатую газовую турбину с камерой сгорания кольцевого типа, специальной трубой удлинения и реактивным соплом.

Двигатель АИ-25ТЛ

Двигатель АИ-25ТЛ

Пуск двигателя производится с помощью воздушного стартера. Перегрев предотвращается специальным механизмом РТ-12-9. АИ-25ТЛ дополняется вспомогательной силовой установкой «Сапфир-5» с одноступенчатым компрессором. Ее запуск осуществляется электростартером от бортового аккумулятора.

Топливная система

Основной топливной системы стали пять мягких баков, расположенных внутри фюзеляжа. Их емкость составляет 1100 л. Она дополняется двумя емкостями на законцовках крыла, каждый из которых несет еще по 100 л. Заправляются основные баки через одну горловину, а крыльевые имеют свои. В пятом, ставшем расходным, есть насос подкачки. Количество топлива контролируется емкостным топливомером.

Противопожарная система

На борту имеется специальная противопожарная система ССП-2И с блоком БИ-2И. Она подключена к шести датчикам и при возникновении возгорания сразу оповещает пилотов. Также в нее входит огнетушитель, состоящий из метилена, этила и фреона. Вся защита направлена на моторный отсек, а активируется система вручную на приборной панели.

Гидравлическая система

С помощью гидравлики в самолете управляются шасси с закрылками, осуществляется торможение и выпуск аварийной турбины. Она работает за счет гидронасоса, который подает энергию в нужном направлении. При отказе основной гидросистемы активируется аварийная, которая позволяет управлять закрылками, выпускать шасси, производить торможение и запускать турбину. Она может работать небольшой промежуток времени даже после отказа двигателя. Этого достаточно, чтобы приземлиться при аварийной ситуации.

Электрооборудование

Главный источник электрического тока на борту – генератор ВГ-7500Я. Его мощность составляет 9000 Вт, он имеет регулирующую аппаратуру и аккумуляторную батарею. При необходимости может быть задействован запасной генератор ЛУН 2117.02, чья мощность ограничена 3000 Вт. На борту имеются два преобразователя, отвечающих за питание переменным током. Для подключения наземного источника электричества согласно РЛЭ есть специальный штепсельный разъем.

Пилотажно-навигационное оборудование

L-39 имеет комбинированные указатели скоростных показателей, высотомер, авиагоризонт, компас, вариометр, радиовысотомер и другие приборы для управления самолетом и навигации в воздухе.

Кабина L-39

Они установлены в обеих кабинах. Питание некоторых осуществляется от приемников воздушных давлений. В отделении инструктора имеется дополнительное оборудование для имитации аварийных ситуаций.

Радиоэлектроника

К радиоэлектронному оборудованию на борту L-39 относятся: радиосвязное, радионавигационное и радиотехническое. Первое включает радиостанцию, автономное переговорное устройство и антенну для связи. Второе состоит из приборов ближней навигации и посадки, компаса, высотомера и маркерного радиоприемника. Третье включает комплект СР0-2М, антенны и пульт управления со щитком «взрыв-бедствие».

Кислородное оборудование

L-39 отличается двухместной гермокабиной с вентиляцией, пневматическими шлангами и воздушным наддувом. Кондиционирование стандартное, подразумевающее смешивание горячих и холодных потоков воздуха. С помощью регулятора давления свободная вентиляция осуществляется при условии нахождения самолета на высоте до 2 км, после чего наддув возрастает. Также имеется кондиционирование индивидуального типа для каждого пилота, причем она присутствует даже на костюмах. На учебных L-39 устанавливают специальное оборудование ККО-5, работающее на высоте до 40 км.

Средства аварийного покидания самолёта

Спереди и сзади кабины установлены специальные элементы, отвечающие за откидывание фонаря. Катапультная установка включает кресло с парашютом, стреляющий механизм и ракетный двигатель. Чтобы при одновременном выбросе пилоты не столкнулись, применяется электрическая система для порядкового пуска. Если самолет используется над водой, то экипажу выдаются спасательные жилеты.

Вооружение

В самолете может быть использовано бомбардировочное вооружение и ракетное управляемое или неуправляемое. На борту присутствует прицельное и фотоконтрольное оборудование, обеспечивающее точное поражение целей при сбросе бомб, правильное наведение ракет и фотофиксацию действий.

Вооружение Aero L-39 Albatros

Вооружение Aero L-39 Albatros

Вооружение подвешивается на двух балочных держателях, на которые можно установить одиночные ракеты, многоствольные блоки или пусковые устройства. Также в самолете установлены сигнальные ракеты. Применять оружие возможно только при скорости свыше 310 км/ч, а инструктор может заблокировать определенные цели при необходимости.

Модификации

За время разработки и эксплуатации L-39 было выпущено более десяти вариантов. Некоторые из них остались проектами, не попавшими на конвейер. Больше всего было выпущено самолетов в базовой модификации. Она предназначалась для обучения пилотов.

Модификации L-39:
• L-39C – базовая версия самолета, применялась для первичной и основной летной подготовки.
• L-39CM – модернизированная модель L-39C. Она получила некоторые доработки, улучшающие эксплуатацию.
• L-39ZO – учебная модификация с наличием на борту вооружения на четырех подвесках. Была разработана в 1976 году, может применяться в виде легкого штурмовика.
• L-39ZA – улучшенная версия 39ZO, получившая под фюзеляжем дополнительную пушку ГШ-23 с двумя стволами.
• L-39ZAM – модернизация вооруженного учебного самолета с пушкой ГШ-23. Отличалась внесением мелких изменений.
• L-39V – специальная модель L-39, оборудованная для осуществления буксировки воздушных мишеней, использующихся для обучения стрельбе.
• Л-39Д – украинский L-39, предназначенный для гражданской эксплуатации. Отличается полной демилитаризацией.
• Л-39М1 – учебная версия самолета из Украины с замененным двигателем на АИ-25ТЛШ с повышенной тягой и улучшенными ЛТХ. Выпущена в 2009 году.
• Л-39М – новый украинский L-39 с бортовым тренажером БТК-39, позволяющим создать имитацию работы прицельного комплекса МиГ-29. Используется с 2015 года.
• L-39MS (L-59 Super Albatros) – версия самолета с турбореактивным двигателем DV-2 с повышенной тягой. Новой электронной начинкой и улучшенной катапультой.
• L-159 – самолет, основанный на базе L-59, стал идейным продолжением L-39 и получил двигатели F124. Был представлен в 2001 году.
• L-39NG – опытный образец самолета на двигателе Williams FJ44. Находится на стадии государственных испытаний.

Использовав конструкцию L-39, румынские изобретатели разработали свой самолет IAR-99 для обучения летчиков. Он условно тоже может считаться одной из модификаций чехословацкого учебного самолета. В эксплуатацию его ввели в 1987 году, заменив имеющиеся L-29 на L-39.

Страны-эксплуатанты и боевое применение

Последние сведения о работоспособных и эксплуатируемых L-39 датируются 2016 годом. На тот момент он стоял на вооружении 37-и стран, включая Россию, Украину, Белорусь, Азербайджан, Грузию, КНДР, Египет, Чехию и Болгарию. Ранее самолет использовался Ираком, Латвией, Венгрией, Румынией и рядом других государств.

Самолет L-39 на учении
Основным применением для L-39 стало обучение пилотов. Но возросшая популярность, сочетающаяся с легкой управляемостью, привлекла внимание к самолету в качестве спортивной машины. Он использовался пилотажными группами из США, Канады, Франции, Латвии и России.

Самолеты участвовали в гражданской войне в Ливии, где произошел конфликт между двумя племенами. Также L-39 применялись в ходе боевых действий на территории Афганистана. Тогда на них совершили 11 вылетов. Несколько раз самолет использовался военными Эфиопии для выполнения различных задач.

L-39 сумел превзойти L-29, на котором был основан, и получил много положительных отзывов от пилотов. Он отличился простотой управления и хорошими характеристиками, которые позволили обучать будущих летчиков с максимальной результативностью. Многие страны используют этот самолет до сих пор, что говорит о его успехе на мировом рынке. Не исключено, что тестируемый L-39NG получит не меньшую популярность и будет закуплен многими странами для использования в учебных заведениях.

Комментировать
0
3 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно