Опасный аэропорт Аэропорты

15 самых опасных аэропортов мира

Взлет и посадка считаются наиболее напряженными этапами всего перелета. В большинстве случаев они проходят успешно и не сопровождаются опасностью. Однако существуют аэропорты, где взлетные полосы создают высокий риск для всех самолетов, которые поднимаются в воздух или приземляются. Связано это с их нестандартным расположением или конструкционными особенностями. К самым опасным аэропортам мира можно отнести 15 мест, отдельно выделив российские.

Китай: Чанду Бамда (Чамдо)

Расположенный в Китае аэродром Бамда считается самым высокогорным в мире. Его разместили в горах Тибета на высоте 4334 м от уровня моря. Приземлиться там могут далеко не все самолеты, из-за чего доступ к этому месту получают лишь некоторые модели.

Взлетная полоса в Чанду Бамда стала самой длинной из всех, что предназначены для использования гражданской авиацией. Ее длина составляет 5,5 км и может показаться излишней, но сделано это не просто так. При повышенной разреженности воздуха в горах на большой высоте двигатели начинают работать с меньшей тягой. Поэтому для взлета требуется намного большее расстояние, чтобы подняться в воздух. Также нужна увеличенная длина для посадки, так как двигатели будут выполнять функцию торможения с меньшим усилием.

Аэропорт Китай Чанду Бамда Чамдо

Подобные условия делают использование этого аэропорта довольно опасным. Тем не менее он активно эксплуатируется и в нем регулярно приземляются пассажирские лайнеры, которые способны справляться с нагрузкой со стороны атмосферы.

Гондурас: Тонконтин (Тегусигальпа)

Один из самых опасных аэропортов в мире расположен в Гондурасе, в 6 км от Тегусигальпы. Он называется Toncontin и постоянно принимает пассажирские лайнеры. На его территории произошло несколько серьезных инцидентов, которые привели к гибели людей. Поэтому он часто занимает первые места в рейтингах по уровню опасности.

Построен аэропорт в долине, которую окружают высокие горы, что может значительно усложнять взлет и посадку для пилотов. Причем к нему идет только один воздушный коридор, из-за чего самолеты вынуждены часто лететь навстречу друг другу. А при заходе на посадку лайнерам приходится двигаться под углом в 45°. Ситуацию усложняют сильные ветра, которые заставляют пилотов чаще корректировать положение машины. Взлетно-посадочная полоса в аэропорте только одна. Она расположена на высоте 1005 м над уровнем моря, а ее длина составляет 2163 м.

Аэропорт Гондурас Тонконтин Тегусигальпа

Одна из последних крупных катастроф произошла в 2008 году. После посадки пассажирский самолет не удержался на линии взлетной полосы и столкнулся со стоящими лайнерами, значительно их повредив. Результатом аварии стала гибель 5 человек, также 65 получили различные травмы. В 1989 году другой самолет при заходе на посадку врезался в скалу. На борту погибли почти все – 131 человек из 146.

Несмотря на статистику и повышенную опасность, аэропорт продолжает функционировать и остается крупнейшим в Гондурасе.

Япония: Кансай (Хонсю)

Когда аэропорт города Осака перестал справляться с повышенной нагрузкой, власти решили построить новый. Однако подходящей свободной территории найти не удалось, из-за чего они решили пойти на нестандартные меры. Проблему они решили созданием искусственного маленького острова, где и расположился аэропорт Кансай. С миром его связывают автомобильный мост и морской причал. Проект обошелся городскому бюджету в 15 млрд долларов.

Аэропорт Япония Кансай Хонсю

Длина построенного острова составляет 4 км, ширина – 2,5 км. На нем выложено две взлетно-посадочных полосы. Длина одной равна 3,5 км, второй – 4 км. Несмотря на внушительность и реализацию продвинутых инженерных решений, он совершенно не защищен от внешних угроз.

Остров регулярно подвергается воздействию землетрясений и сильных циклонов, что значительно снижает уровень безопасности для авиации.

Также опасность для острова заключается в том, что вскоре после постройки он начал быстрыми темпами уходить под воду. Власти не рассчитывали на такой результат и долгое время пытались найти решение. Только за 1994 год территория опустилась на 50 см. После применения нескольких инженерных решений удалось значительно замедлить погружение острова, но избавиться от проблемы полностью не удалось.

Гренландия: Нарсарсуак

На севере города Нарсак расположен аэропорт Нарсарсуак. Он стал единственным международным звеном, связывающим страну с остальным миром. Этот аэропорт считается исторической достопримечательностью, так как был построен во времена Второй мировой войны американскими военными для авиации союзников. Его единственная ВПП – одна из самых опасных в мире. Она имеет длину 1,83 км и состоит из бетонных плит.

Пролетая над аэропортом, пассажиры могут наблюдать красивейший фьорд, вид которого запомнится на всю жизнь. Однако он же делает полет весьма опасным. Дело в том, что при развороте в форме U, который нужно выполнять всем самолетам над аэропортом Нарсарсуак, самолет может попасть в зону сильной турбулентности. Чаще всего предсказать ее в этом месте не удается, так как она появляется даже при ясной безветренной погоде. Поэтому риск попасть в аварию над этой зоной очень велик, а к выполнению рейсов до Нарсака допускаются только опытные пилоты.

Аэропорт Гренландия Нарсарсуак

Франция: Куршевель

Аэропорт Куршевель считается одним из самых известных в мире. Он обслуживает одноименный горнолыжный курорт, который прославился еще в 1997 году, попав в кинофильм про Джеймса Бонда под названием «Завтра никогда не умрет».

Несмотря на большой пассажиропоток и принимаемые меры безопасности, аэропорт считается крайне опасным. Он расположен на высоте 2 км над уровнем моря.

Главная опасность кроется в особенностях взлетно-посадочной полосы. Она отличается экстремально короткой длиной – всего 525 м. При этом она расположена под наклоном, который равен 18,5%, а прямо посередине имеет небольшой вертикальный изгиб в виде холма. На взлетной полосе нет установленной курсо-глиссадной системы, из-за чего аэропорт не может принимать авиацию при возникновении тумана.

Аэропорт Франция Куршевель

Технические особенности также не позволяют прилетать сюда на больших лайнерах, которым требуется оборудованная полоса большой длины. Поэтому все самолеты, на которых прибывают туристы, отличаются небольшими габаритами и малой вместимостью.

Шотландия: Барра (Внешние Гебриды)

Аэропорт Барра, расположенный на Внешних Гебридских островах, признан одним из самых необычных в мире. Для него не выстраивали огромное количество зданий и не прокладывали длинные взлетно-посадочные полосы из бетона. Он находится на пляже, причем вся его территория песчаная. Средняя протяженность взлетных полос равна 800 м, все они установлены в виде треугольника, а их границы продолжены деревянными шестами. Несмотря на свои особенности, аэропорту удается обслуживать около 1500 рейсов, перевозящих более 10 тысяч человек, ежегодно.

Аэропорт Шотландия Барра Внешние Гебриды

Для выполнения взлета и посадки на таком аэродроме машина должна обладать совсем небольшим весом. Поэтому прилетают сюда только легкие самолеты, вмещающие ограниченное число пассажиров. Но даже малый вес не дает гарантий безопасности, так как песчаное покрытие создает большую угрозу для шасси. Авиация в Барре принимается и отпускается только при дневном свете, так как ночные рейсы запрещены, что связано с повышенными рисками. Однако при экстренных ситуациях может быть сделано исключение. В таких случаях взлетную полосу освещают фарами автомобилей, а для маркировки кладут светоотражающие ленты вдоль морского берега.

Португалия: Криштиану Роналду (Мадейра)

Аэропорт имени Криштиану Роналду, названный в честь известного футболиста, расположен в Португалии. Он ежедневно обслуживает огромное количество пассажиров. Несмотря на большое количество принимаемых самолетов, его внесли в список 10 самых опасных аэропортов всего мира еще в 1977 году. Произошло это после катастрофы, при которой самолет врезался в гору, что привело к гибели 131 человека. Причиной случившегося стал слишком поздний заход на посадку, который был связан с экстремально короткой длиной взлетной полосы. После аварии было решено исправить эту проблему.

Аэропорт Португалия Криштиану Роналду Мадейра

Работа над полосой велась более восьми лет. Она увеличилась почти в два раза и вытянулась до 2,777 км, при этом ее основная часть представляет собой эстакаду, расположенную на железобетонных опорах, установленных в количестве 180 единиц. Высота некоторых столбов достигает 50 м. Проведенные работы помогли повысить безопасность аэродрома для авиации. Тем не менее риск никуда не делся – взлетная полоса находится между океаном и горой.

Бутан: Паро

Расположен аэропорт Paro в 6 км от одноименного города. Он окружен Гималайскими горами, вершины которых достигают высоты около 5 км. Его взлетно-посадочная полоса имеет не очень большую длину – 1,98 км. Сам аэродром находится на высоте 2,4 км над уровнем моря. Именно его расположение становится причиной, почему взлетали и приземлялись здесь лишь несколько пилотов.

Аэропорт Бутан Паро

Если посмотреть на фото аэропорта, то можно заметить красивую природу. При этом обычный пассажир едва ли приметит какую-либо опасность. Она кроется в пути к этому месту – чтобы долететь, самолету приходится совершать сложные виражи, пробираясь сквозь горные массивы. При этом крылья находятся очень близко к горам. А при взлете пилот должен выполнить еще более тяжелый маневр. Набирать высоту приходится над аэропортом, поднимаясь вверх по спирали. Вылететь или приземлиться можно на его территории только в светлое время суток при благоприятных метеоусловиях.

Повышенная опасность заставляет авиакомпании тщательно отбирать пилотов, которые будут управлять рейсом, выполняющим полет в Паро. Считается, что лицензия на такие перелеты есть только у 12 человек в мире. Получить ее могут те, кто прошел специальную подготовку, разработанную для пилотов, которые будут выполнять полеты до этого аэропорта.

Гибралтар

Площадь Гибралтара равна 6,5 км², но это не помешало властям подобрать место для строительства аэропорта. Расположили его на перешейке, который соединяет Гибралтарскую скалу и Пиренейский полуостров. Он принимает гражданские суда, но параллельно выполняет функцию военной авиабазы. Сам аэропорт очень маленький, но справляется с возлагаемой на него нагрузкой.

Самолеты, заходя на посадку, находятся в зоне большого риска. Создают его два фактора. Первым выступает ограниченность земли. Сразу после окончания взлетной полосы находятся воды Гибралтарского пролива. Если лайнер выкатится за ее пределы, то сразу отправится вниз. Вторым фактором стала автомобильная дорога, которая разместилась прямо посередине аэропорта. Она пересекает взлетную полосу и создает большую угрозу для самолетов. Автомобили должны останавливаться и пропускать авиацию, но риск инцидентов все равно остается высоким.

Аэропорт Гибралтар

Нидерланды: Принцесса Юлиана (остров Святого Мартина)

Аэропорт расположен на острове Сен Мартен таким образом, что одной стороной вплотную примыкает к местному популярному пляжу. Пилоты оценивают взлет и посадку в нем средним и высоким уровнем сложности.

Самой главной опасностью для самолетов становятся туристы, которые загорают перед взлетной полосой.

Особенность этого места заключается в том, что при посадке пилотам нужно провести машину над заполненным пляжем, перелететь забор с дорогой и только потом приземлиться. Когда самолет заходит на посадку, он находится на высоте, которая едва ли достигает 10 м, и так пролетает над отдыхающими. Малейшая ошибка может привести к серьезным последствиям и множеству жертв. Тем не менее обычно люди на пляже не испытывают страха и с интересом встречают каждый самолет, делая необычные фотографии. Иногда ударная волна мощных двигателей сбивает с ног любопытных наблюдателей.

Аэропорт Нидерланды Принцесса Юлиана остров Святого Мартина

С другой стороны от взлетно-посадочной полосы расположена небольшая скала, из-за которой всем самолетам приходится выполнять разворот по форме U. Она тоже создает дополнительные риски. Особенно сильно они проявляются, когда над островом значительно ухудшаются погодные условия.

Нидерланды: Хуанчо-Ираускин (Саба)

Международный аэропорт Хуанчо-Ираускин расположен на острове Саба, который находится посреди Карибского моря. Взлетный и посадочный процессы на нем считаются одними из самых опасных в мире. Связано это с его расположением.

Аэропорт Нидерланды Хуанчо-Ираускин Саба

Аэропорт оборудован только одной взлетно-посадочной полосой, длина которой составляет 396 м. Она окружена отвесными скалами и морскими водами, из-за чего и стала такой опасной. Также над ней часто встречается усиленный ветер, регулярно сменяющий направление своего движения.

Заканчивается полоса обрывом в океан. Поэтому малейшая ошибка пилотов может привести к затоплению лайнера.

На концах взлетно-посадочной полосы отмечены знаки в форме буквы X. Они означают запрет на посадку коммерческой авиации. Такая мера связана с повышенным риском аварии. Тем не менее к аэропорту имеют доступ самолеты местной компании Winair, чьи пилоты предварительно проходят специальную подготовку. Приземляться могут только маленькие самолеты, которые способны полностью остановиться при таком коротком пробеге. Даже для них это становится нелегкой задачей с большими рисками.

Непал: Тенцинга и Хиллари (Лукла)

Непальский аэропорт был назван в честь двух альпинистов, первыми покоривших Эверест, Тенцинга и Хиллари. Он расположен в горах, а его высота над уровнем моря составляет 2860 м. Поэтому выполнить посадку на нем могут далеко не все самолеты.

Единственная взлетно-посадочная полоса, имеющая длину 527 м, расположена не совсем ровно – она находится под уклоном в 12°. Такой параметр помогает самолетам эффективнее тормозить и взлетать с меньшим усилием. Тем не менее многие считают, что аэропорт самый опасный из существующих. Связано это с тем, что с одной стороны взлетно-посадочной полосы находится обрыв высотой около 700 м, а с другой – массивная скала. Подлет к аэропорту тоже весьма опасен, так как пилотам требуется пролететь через узкое горное ущелье. А дополнительную опасность создают многочисленные плотные облака с усиленными ветрами.

Аэропорт Непал Тенцинга и Хиллари Лукла

Посадка в аэропорту осуществляется вручную, а пилотам приходится ориентироваться на местности визуально. У местных служб есть только радиостанция. Радиолокационное оборудование полностью отсутствует. Чтобы минимизировать риски и взлететь или приземлиться при благоприятной погоде, почти все пилоты предпочитают лететь утром. Зачастую самолеты прилетают «стаей», поочередно друг за другом.

Антарктида: станция Новолазаревская

Антарктическая станция «Новолазаревская» была построена в 1961 году. Она располагается примерно в 80 км от моря Лазарева. Необходимость открытия воздушного сообщения с ней появилась уже в первое десятилетие. С 1979 года начал действовать небольшой аэродром, сооруженный в 12 км от самой станции. Его оборудовали бетонными стоянками и стали использовать для приема Ил-76. Взлетно-посадочная полоса круглый год покрыта снегом, но он регулярно подвергается обработке.

Аэропорт Антарктида станция Новолазаревская

Аэродром входит в десятку самых опасных. Первой сложностью для пилотов и самолетов здесь стали погодные условия. Экстремальный температурный режим может выдержать не каждая машина, из-за чего летают сюда только на специальной подготовленной авиации. Второй сложностью выступают лед и снег, которые подготавливают для приема самолетов. Несмотря на регулярную обработку, тяжелая машина может легко проломить ледяной покров и отправиться на дно. Также не исключено, что она просто загрузнет в плотных снежных сугробах.

Греция: Скиатос

Международный аэропорт Скиатос известен на весь мир. Особенно он запоминается туристам, прилетающим на отдых в Грецию. Он расположен на небольшом греческом острове, население которого едва ли превышает 6 тысяч человек.

Аэропорт Греция Скиатос

Главной особенностью аэропорта стала взлетно-посадочная полоса. Она начинается и заканчивается на берегах, находясь практически в прямом контакте с морем. Ее длина составляет 1628 м. Зачастую возле полосы собираются люди, чтобы понаблюдать за авиацией. Иногда их количество превышает 100 человек.

Несмотря на повышенное внимание к безопасности в аэропорту, известны случаи, когда авиационный двигатель создавал настолько мощную ударную волну, что даже опрокидывал автомобили, стоящие вблизи взлетно-посадочной полосы.

Почти все самолеты вынуждены вылетать с острова с настолько пустыми баками, насколько это возможно. Связано такое решение с необходимостью сократить вес машины, чтобы суметь взлететь с короткой полосы. Поэтому многие рейсы дополнительно садятся в Салониках и выполняют дозаправку. А тяжелые и крупногабаритные самолеты Скиатос вообще не принимает.

Аэропорт Греция Скиатос

Новая Зеландия: Гисборн

Небольшой город на севере Новой Зеландии, население которого составляет чуть меньше 40 тысяч человек, стал известным после открытия своего аэропорта. Его особенностью стало то, что посередине взлетно-посадочной полосы расположены железнодорожные пути. Саму железную дорогу построили для соединения Гисборна с городком Палмерстон-Норт более 100 лет назад. Когда возникла необходимость установить авиасообщение, единственным подходящим местом оказалась равнина с проложенными ж/д путями. Власти пошли на компромисс, оставив имеющуюся железную дорогу и запустив стройку аэропорта.

Аэропорт Новая Зеландия Гисборн

Диспетчерам пришлось координировать не только авиацию, но и поезда. Такой опасный подход требовал особой внимательности от работников аэропорта, из-за чего на работу могли устроиться только опытные люди. Ранее аэропорт принимал почти 150 тысяч человек ежегодно, но позднее пассажиропоток сократился. В 2012 году железную дорогу временно закрыли, так как она пострадала от урагана. Теперь по ней ездят только грузовые поезда, все пассажирские направления были отменены.

Самые опасные аэропорты России

Большинство российских аэропортов отличаются достаточно высоким уровнем безопасности. Они построены с учетом того, какой поток самолетов им придется обслуживать. На их территории также работают службы, обеспечивающие еще больших уровень безопасности пассажиров.

Российский аэропорт Шереметьево

В тройку лучших аэропортов по безопасности входят:

  1. «Шереметьево». Московский аэропорт, расположенный в Химках, отличается высочайшим уровнем безопасности и минимальными рисками для самолетов. Он стал одним из важнейших центров для «Аэрофлота» и единственным звеном в России, принимающим трансатлантические рейсы.
  2. «Домодедово». Служба безопасности московского аэропорта Домодедово обеспечивает пассажирам высокий уровень защиты от любых угроз. Все три взлетно-посадочные полосы оборудованы таким образом, что опасность инцидентов при посадке или взлете минимальна. Предполагается расширить их до 8 штук к 2055 году.
  3. «Пулково». Аэропорт, расположенный в 15 км от центра Санкт-Петербурга, также имеет высокий уровень безопасности. Он оборудован двумя длинным взлетно-посадочными полосами, позволяющими приземляться крупногабаритным лайнерам. Ежегодно на его территории осуществляется почти 170 тысяч взлетов и посадок.

Пулково

Безопасность аэропорта Внуково также находится на высочайшем уровне. Он оборудован всеми современными системами и обслуживает более 20 млн человек ежегодно. Служба безопасности аэропорта проводит все необходимые мероприятия, поддерживая комфорт пассажиров. Ее работа заключается в предотвращении и устранении всевозможных рисков.

Среди российских аэропортов есть и те, посещение которых может быть сопряжено с большим риском потенциальной катастрофы. Они имеют не самое удачное расположение, а внешние факторы значительно усложняют посадку и взлет на их территории.

Самые опасные аэропорты в России:

  1. Аэропорт Сочи. С одной стороны от взлетно-посадочной полосы расположены горы, а с другой находится море. Поэтому зайти на посадку или взлететь можно только с одного направления. Еще более сложной ситуация становится при неблагоприятной погоде и сильном ветре. В некоторых случаях при повышенных рисках рейсы могут отменяться.
  2. Аэропорт Иркутска. Он считается одним из опаснейших российских аэродромов, его взлетно-посадочная полоса расположена над уровнем моря на высоте 600 м, что создает проблемы для авиационных двигателей. При посадке также нужно поддерживать глиссаду настолько крутой, что машина садится специфичным образом, будто падает.
  3. Аэропорт Петропавловска-Камчатского. Он отличается от остальных тем, что зачастую над его территорией действуют неблагоприятные метеоусловия, которые осложняются наличием вулканов и сопок. Воздействие на самолет со стороны природы при посадке и взлете может быть настолько сильным, что избежать аварии будет очень тяжело.

Аэропорт Петропавловска-Камчатского

Также к опасным российским аэропортам относят воркутинский и благовещенский. Они имеют довольно короткие взлетно-посадочные полосы, что создает большие риски для приземляющихся самолетов. Поэтому допускаются к посадке на них только малогабаритные воздушные суда.

Все перечисленные аэропорты отличаются высокой опасностью, которая возникает во время взлета или посадки самолета. Она может проявляться вследствие особого расположения, присутствия вблизи природных объектов или воздействия метеорологических условий. Несмотря на это, каждый из них безопасный настолько, насколько это возможно.

Службы аэропорта всегда стараются минимизировать возможные риски и обеспечить для пассажиров и экипажей всех прибывающих лайнеров доступную степень комфорта при посадке.

 

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах

Комментарии закрыты.

  1. Татьяна

    Насколько бы ни были опасными эти аэропорты, всё равно пилоты в курсе всех нюансов, поэтому вероятность, что что-то пойдёт не так, очень маленькая.

  2. Гарик

    На первое место среди самых опасных, я бы все же поставил непальский. И причиной тому, масса катастроф, даже пару недель назад была одна. Горы, невозможность зайти на второй круг, полоса под уклоном…