Обзор легендарного истребителя МиГ-29
МиГ-29 — легкий сверхзвуковой истребитель четвёртого поколения, который был создан в ОКБ Микояна в середине 70-х годов. Он был разработан для ближнего боя и может нести до 4 тонн нагрузки, а также прикрывать бомбардировщики во время атаки. Эта боевая машина обладает отличной маневренностью и современной бортовой аппаратурой для обнаружения вражеских целей.
История создания истребителя МиГ-29
В СССР параллельно с новейшими разработками НАТО создавалась военная авиационная техника. Чтобы не отставать от США, Германии и Франции в области военной авиапромышленности, Советский Союз следил за их достижениями. ОКБ Сухого, Микояна, Гуревича и Яковлева постоянно работали над созданием самолетов, превосходящих технику НАТО.
Проектирование самолета МиГ-29 началось в 1969 году по требованию ВВС СССР. Нужен был перспективный истребитель с большим радиусом действия, маневренностью и скоростью выше 2 М, который мог бы поднимать тяжелое вооружение и использоваться на коротких ВПП. Проект был дорогостоящим, поэтому было решено отдельно производить легкие и тяжелые самолеты. МиГ-29 относился к легкому классу и был разработан в ОКБ Микояна с 1974 года.
Первый полёт истребителя МиГ-29 состоялся в 1977 году, а серийное производство началось лишь в 1982 году. Однако производство было задержано из-за большого количества недоработок у первых самолётов и двух катастроф во время испытаний. МиГи производили на московском авиазаводе «Знамя труда», а в 1983 году они отправлялись на авиабазу «Кубинка» для вооружения. После успешных испытаний МиГ-29 в ЛИИ им. М. М. Громова, авиатехника была отправлена в Первый истребительный авиаполк под Ивано-Франковском.
Было создано много модификаций данной разработки. Некоторые из моделей экспортировались. Также были созданы палубные и учебные версии МиГ-29. Летательные аппараты производились на МАПО им. Дементьева и на авиазаводе в городе Нижний Новгород. В настоящее время усовершенствование и производство истребителей проводится в Подмосковье, на РСК «МиГ» в Луховицах. С 1982 года было произведено 1600 единиц данной техники. В авиапарке ВВС РФ насчитывается около 270 машин МиГ-29.
Возможности и преимущества
Максимальная скорость МиГ-29 составляет 2450 км/ч, а максимальная высота полёта — 18 км. Самолёт оборудован двумя моторами, но может взлетать только на одном, запуская второй в момент полёта.
На МиГ-29 и других истребителях лётчики-асы выполняют фигуры высшего пилотажа, такие как «колокол», «пирамида», «молот», «крест», «стрела» и «звезда». Одним из них является резкий вертикальный подъём и затем быстрое падение, что приводит к тому, что самолёт на короткое время исчезает с радаров.
Фюзеляж самолета был модернизирован, что привело к улучшению его аэродинамических свойств по сравнению с предыдущими моделями. Корпус изготовлен из сплавов алюминия и лития, а клепаные соединения заменены сварными швами. В результате вес самолета уменьшился.
Крылья МиГа были спроектированы с более острым углом, что улучшило управляемость самолета на высоких скоростях. Корпус изготовлен из материалов, поглощающих радиоволны, что делает самолет менее заметным на радарах.
Самолет оборудован ракетами, бомбами и пушкой и может сопровождать тяжелые бомбардировщики, защищая их от вражеских истребителей. Легкий МиГ может использоваться для разведки. Вооружение этого истребителя предназначено для перехвата воздушных целей, противодействия шпионским устройствам противника и уничтожения его самолетов.
Шлем с монокулярным прицелом — еще одна разработка, которая дает пилоту МиГ-29 явное преимущество в бою. С его помощью летчик может захватить цель и выпустить ракету Р-73, даже если нос самолета направлен в другое направление.
Эти самолеты могут находиться на передовой линии и помогать армии в наступлении. МиГи могут взлетать с неподготовленных ВПП, так как у них есть закрывающиеся нижние воздухозаборники и усиленное шасси.
МиГ-29 способен быстро взлетать со скороподъемностью 330 м/с. Он легко проходит виражи с малыми радиусами, обладает отличной маневренностью в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В 1988 году была выпущена новая модель, позволяющая взлетать и приземляться на авианосеце. Для более компактного размещения на борту корабля, самолет может складывать крылья. МиГ может осуществлять практически вертикальный взлет с коротким разбегом, но не способен взлетать из-под воды.
Авиагруппа «Стрижи» первой освоила МиГ-29. Летчики на 6 самолетах в 1986 году посетили финскую авиабазу Риссала и продемонстрировали этот советский истребитель зарубежному сообществу. В 1988 году на Международной выставке в Фарнборо, где был показан этот летательный аппарат, удивили экспертов его низкий расход топлива на 15% ниже, чем у натовских аналогов. Для презентации за границей самолет был разукрашен в сине-красный цвет и назван «Стрижи». С тех пор МиГ-29 стали именоваться стрижами.
Технические и летные характеристики
Лётные и технические параметры:
- экипаж — 1–2 чел.;
- длина и высота — 17,32 и 4,73 м;
- размах крыльев — 11,36 м;
- вес пустого — 10,9 т;
- макс. взлётный вес — 18,4 т;
- запас топлива — 4 300 л (внутри) и 1 500 л (ПТБ);
- высота подъёма — 18 км;
- максимальная скорость — 2 415 км/ч;
- скорость полёта у поверхности земли — 1 500 км/ч;
- дальность полета при полной заправке — 2 000 км (3 200 км с тремя подвесными топ. баками);
- скороподъемность — 330 м/с;
- посадочная скорость — 260 км/ч;
- боевой радиус — 710 км;
- боенагрузка — 3 000 кг;
- мотор — 2 (ТР ДД Ф РД 33).
Особенности конструкции
Летательный аппарат спроектирован по интегральной аэродинамической схеме. Он имеет двухкилевое оперение и низкорасположенное крыло, изготовленное из стали, сплавов алюминия и титана, а также композитных материалов. Угол стреловидности передней кромки крыла составляет 42 градуса. На крыле установлены отклоняемые носки, щелевые закрылки и полуоткрывающиеся элероны. Шасси состоит из трех опор, передняя из которых имеет 2 колеса, а основные — по одному колесу.
Вооружение истребителя
Боевое оружие:
- боевая нагрузка — 3 000 кг на 6 или 8 точках подвески;
- пушка ГШ 30 1 на 150 снарядов;
- УР «воздух-воздух» — Р 27, Р 73, Р 60;
- «воздух-земля» — ФАБ 250, ФАБ 500;
- кассетная КМГУ 2;
- блоки НУР 57 мм, 130 мм, 240 мм;
- атомная бомба РН 40.
Двигатель
У данного воздушного судна имеются два РД 33 турбореактивных двигателя, которые оснащены компрессорами низкого давления, состоящими из четырех ступеней. Высокое давление создается девятиступенчатым компрессором. Разработанный РД 33 обеспечивает тягу в размере 81,42 Кн, что является лучшим показателем тяговооруженности по сравнению с зарубежными аналогами.
Максимальный расход топлива двигателя составляет 0,77 кг на один киловатт-час. Вес двигателя равен 980 кг. Двигатель не выделяет дым и оснащен системой впрыскивания жидкости при посадке. Топливная система включает 5 баков в фюзеляже и 2 на крыльях, суммарная ёмкость которых составляет 4 300 л.
РЛС
На летательном аппарате установлены автоматические устройства управления-451, автоматическая установка, система огнетушения СОС-3М и оборудование ограничительных сигналов. Оружие управляется устройством управления вооружением-29, которое включает в себя компьютерную систему управления оружием Ц100 и радиолокационную станцию ПКР-29 («Сапфир-29»).
Истребитель МиГ оснащен навигационной установкой СН-29 и комплексом ОЭПрНК-29. На переднем стекле установлена система индикации с фотоконтрольным прибором. Также имеется аппаратура КРУ «Бирюза», механизм выброса ложных целей ППИ-26, станция радиопомех и СПО-15ЛМ «Береза».
Кабина
Фонарь кабины имеет каплеобразную форму, козырек не имеет переплетений, что обеспечивает хороший обзор в полете, при взлете и посадке. Кабина просторная и оснащена катапультным креслом К-36ДМ. Пилот может покинуть самолет даже на минимальной высоте. Приборная панель аналогична той, что используется на Су-27.
Модификации МиГ-29
Разработанные модификации:
- МиГ-29 — одноместная авиамашина;
- МиГ-29 К — палубный истребитель и бомбардировщик;
- МиГ-29 КВП — промежуточная модель для обучения пилотов взлётам с палубы авианосца;
- 9-41 — корабельный истребитель;
- МиГ-33 — МиГ-29М;
- МиГ-29М/ОВТ — опытная модель с отклоняемым вектором тяги;
- МиГ-29UPG — усовершенствованная модель для индийской ВВС;
- 9-13 — следующая серийная версия, на вооружении с 1986 г., дополнительно имеет РЭБ «Гардения», БВП-30-26М, больший запас топлива, боевая нагрузка 3200 кг;
- МиГ-29СМТ — модернизированная экспортная версия, созданная в 1994 г.;
- МиГ-29УБТ — 2-местный, выпуск с 1998 г.;
- 9-12 — серийная модель, на вооружении с 1983 г., вес боенагрузки 2 т;
- МиГ-29AS — усовершенствованный, для экспорта в Словакию с новым БРЭО;
- МиГ-29СМ — усовершенствованная версия, имеет новые бомбы «В-П»;
- 9-31 — корабельный, разрабатывался в 2004 г. для индийского авианосца «Викрамадитья»;
- МиГ-29М — с улучшенным оборудованием, имеет УР «В-П»;
- МиГ-29МУ1 — украинская усовершенствованная модель с улучшенной навигацией;
- МиГ-29УБ — 2-местный учебно-боевой самолёт, место для конструктора разместили за счёт уменьшения РЛС, в эксплуатации с 1985 г.;
- 9-12Б — экспортная версия для других государств, не состоящих в ОВД, изменили управление УР, в боекомплект входили Р-27Р1 и Р-27Т1;
- МиГ-29М2 — 2-местный, с большей дальностью полёта и нагрузкой;
- МиГ-29Н — разрабатывался на экспорт;
- МиГ 29КУБ — экспортный, палубный;
- МиГ-29БМ — белорусская модернизированная модель с обновлённой РЛС;
- МиГ 29С — 3-серийная модель, с УР РВВ-АЕ и современной СУ, вес боевой нагрузки 4 000 кг;
- 9-12А — экспортная модель для государств Варшавского договора, с изменённой РЛПК-29, боекомплект Р-27Р1 и Р-27Т1;
- MiG-29 Sniper — усовершенствованная румынская модификация.
Серийное производство и экспорт
МиГ-29 используются в различных странах мира, включая Россию. Старые модели постепенно уходят из эксплуатации и заменяются новыми версиями, такими как МиГ-29СМТ. Алжир закупил 24 самолета, но в итоге вернул их. Бангладеш купил 8 МиГов в 1999 году. В некоторых бывших республиках СССР, таких как Белоруссия, Туркменистан, Узбекистан и Украина, МиГи все еще используются после развала Союза.
46 летательных аппаратов были заказаны Египтом. Малайзия уже получила 18 машин, а Судан получил более 12 самолётов. Сирия получила 62 МиГа, Иран — 36, а Индия — около 80 самолётов. Всего было экспортировано 800 истребителей в 30 стран мира. Один МиГ стоит 22 млн. долларов на мировом рынке.