Ил-20 Самолеты

Обзор самолета радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-20

Ил-20 — четырехмоторный самолет, получивший кодовое название «Лысуха» от НАТО. Он был разработан на базе пассажирского Ил-18 еще в период СССР.

Основная задача — собирать информацию, которую эксперты тщательно отбирают и анализируют во время полета. Российский разведчик Ил постепенно заменяется на более современный Ту-214Р, но пока еще используется и выполняет свои задачи.

История разработки и эксплуатации Ил-20

Ил-20 – первый отечественный самолет, предназначенный для радиоэлектронной борьбы и разведки, был создан в конце 60-х годов XX века. Перед конструкторами поставили задачу – взять планер пассажирской машины Ил-18, довести конструкцию до требуемых параметров (повысить мощность силовых установок, произвести установку разведывательного оборудования).

Ил-18
Ил-18

Самолет был разработан для выполнения полетов вдоль границ СССР и обладал возможностью отслеживания воздушных и наземных объектов.

Были заменены двигатели на более мощные — турбовинтовые АИ-20М. Благодаря внутренним конструкционным улучшениям удалось уменьшить взлетную массу и значительно увеличить дальность полета, почти до 5,5-6 тысяч километров, установив более вместительные топливные баки.

На передней части самолета установили специальное оборудование для проведения аэрофотосъемки около кабины пилотов. В нижней части висела гондола с радиолокационной антенной, которая улучшала боковой обзор во время полета.

Установили дополнительное оборудование внутри и предусмотрели места для тех, кто будет его обслуживать.

В 1969 году Ил-20 был принят на вооружение в советских войсках после быстрой разработки, модернизации и испытаний.

Самолет-разведчик постоянно нес дежурство возле границ, участвовал в учениях, в XXI веке они принимают участие в вооруженном конфликте на Ближнем Востоке. За всю историю службы отечественные ВВС не потеряли ни одного Ил-20, кроме сбитого во время полета над территорией Сирии в 2018 году.

Технические характеристики Ил-20

Ил-20 размеры:

  • размах крыла – 37,5 м;
  • длина фюзеляжа – 35,8 м;
  • высота – 10,1 м;
  • площадь крыла – 140,5 м;
  • вес пустого – 33759 кг;
  • взлетный ( максимальный) – 64000 кг.

Ил-20M

Общие тактико-технические характеристики самолета

  1. мощность одного мотора – 4250 л.с.;
  2. скорость полета максимальная – 676 км/ч;
  3. скорость крейсерская – 620 км/ч;
  4. дальность полета – 6200 км;
  5. потолок практический – 10 км.

Характеристики разведывательного оборудования

А-87П — аэрофотоаппараты, размещенные в передней части Ил-20. В обшивке были сделаны специальные окошки для них.

В самолете установлена радиолокационная система дальнего обнаружения (ДРЛО), включающая:

  • комплекс радиоразведки «Ромб-4» — нужен для проведения начального этапа мероприятий. Обнаруживает объект (цель), помогает определить направление до нее;
  • инфракрасный сканер – помогает засечь противника по передаваемой им тепловой энергии;
  • станцию РЛС «Игла-1» — нужна для обзора пространства с обоих боков;
  • разведывательную аппаратуру «Квадрат-2» – требуется для скрупулезной разведки, изучения конкретного объекта и анализа параметров излучения;
  • комплекс оборудования для перехвата переговоров «Вишня» — управляется оператором-переводчиком. При необходимости может засечь разговоры противника в прямом эфире, записать их на пленку.

Дополнительно доступны спутниковые коммуникационные устройства, оптические сенсоры и другие технические инструменты.

Ил-20 салон

Всего в экипаже 8 специалистов по радиоэлектронной разведке, кроме пилотов и штурмана. Также на борту находится 5 летчиков. В задней части самолета расположен отсек для отдыха, оснащенный удобными креслами, буфетом и туалетной комнатой.

Модификации самолета Ил-20

Всего существует три типа разновидностей: для радиоэлектронной разведки, воздушные командные пункты и исследовательские модификации.

Ил-18Д – кодовое название «Игла». Так назывался опытный (переделанный) самолет во время испытаний в прошлом веке. Другое наименование – «изделие 20».
Ил-18Д

Ил-22М-15 – одна из последних созданных модификаций, отлична тем, что на борту есть условия для создания командного пункта.
Ил-22М

Ил-22ПП – специализированная версия, предназначенная для радиоэлектронной борьбы с воздушными и наземными РЛС противника. В том числе – для постановки помех в эфире.
Ил-22ПП

Ил-22 – второе название – «Бизон». Представляет собой командный пункт. Применялся во время учений.
Ил-22 Бизон

Ил-20М1 – модернизированная версия с обновленной радиоаппаратурой.
Ил-20М1

Ил-20М — так именовалась основная модификация разведчика.
Ил-20М

Ил-18РТЛ – специализированная модификация, назначение которой – наблюдение за испытаниями ракетных комплексов, запись данных и их передача в наземную службу.
Ил-18РТЛ

Ил-22М-11 – еще один вариант командного пункта. Главные отличия воздушных КП между собой – электронное оборудование.
Ил-22М-11

Ил-20РТ – самолет, который позволял проводить телеметрические исследования эффективности ракет во время испытаний.
Ил-20РТ

Сильные и слабые стороны Ил-20

Самолет считается неприхотливым в эксплуатации, прост в ремонте и обслуживании, что подтверждается многолетним сроком службы. Ил-20 может летать на трех или даже на двух двигателях без проблем. В случае аварийной ситуации при отказе двух двигателей, пилотам следует снизить высоту, что увеличит дальность полета.

Пилоты отмечают, что управление самолетом простое, он стабильный при любой скорости и благодаря низкой скорости легко взлетает и приземляется на аэродроме.

Самолет может осуществлять аэрофотосъемку практически при любых погодных условиях, что является важным фактором.

Эксперты считают, что Ил-20 устарел морально и не производится с 1976 года. Низкая скорость делает его уязвимым, а старая компоновка не позволяет установить новую аппаратуру.

Заключение

С 1969 года Ил-20 служит на защиту страны в воздухе. Он был задействован в боевых действиях в Афганистане и Сирии, а также использовался для разведки во время конфликта в Чеченской Республике.

В ближайшем времени «Ил» заменят на новый самолет с реактивными двигателями — Ту-214Р.

Игорь Ласьков

Обозреватель авиации, истинный любитель самолетов. Характер нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Не летал, но закрывая глаза всегда чувствует себя за штурвалом. Холост, в связях порочащих его, замечен не был.

Авиация России и мира | Всё о самолетах